2 УРОВЕНЬ
Курс второго уровня.
1. Этот курс проводим на основе знаний первого курса. Развиваем все его основные положения. Будем разбирать, как известные нам элементы сообща создают убедительное целое в фильме.
Смотрим великие фильмы от начала до конца, и разбираем, что и как взаимодействует друг с другом. Что и почему помогает успеху.
2. Саспенс. Важная часть курса – «саспенс». Наиболее полный контакт зрителей и фильма. Разбираем, что помогает развитию саспенса, и что может разрушить его.
72 вопроса к сценарию у королевской киношколы в Лондоне.
Во второй части мы разбираем фильмы целиком как организм, внутри которого развивается энергия эмоций и действий.
1. Трехактная система и поворотные пункты, которые дают фильму энергетический заряд.
2. Разбираем развитие сюжета от поворотного пункта в первом акте до обязательной сцены в кульминации третьего акта.
3. Что такое премисса и как она растет в фильме, выявляя авторский замысел.
4. Как развивается сверхценная идея фильма. Что такое сверхзадача фильма и героя.
5. Что такое сквозное действие. Как «действие-противодействие» руководит развитием основного замысла фильма.
6. Попутно уясняем все основные элементы построения действия в сценарии и исполнении.
3. Метафора. Это место, где ремесло соединяется с творчеством.
Работа с метафорой. Кто не мечтает быть поэтом своих идей? Как можно выразить свое отношение к жизни поэтически? То есть передать людям глубокие и эмоциональные образы вашего личного опыта. И при этом эмоционально вовлечь зрителей в мир своих образов и мыслей. Хороший фильм похож на жизнь, но это не жизнь, а метафора жизни, где выявлены определенные ценности. Это персональный мир автора и режиссера.
1. Метафора – это то, что объединяет все идеи фильма в одно целое.
2. Метафора помогает выразить глубину вашей личности.
3. Метафора может соединить в фильме искусство и развлечение (например, через монтаж аттракционов).
3. Метафора.
Фильм должен быть похож на жизнь. Но фильм не жизнь, а метафора жизни, где выявлены определенные ценности. Это персональный мир автора и режиссера.
Как ценности драмы помогают создать метафору?
Как метафора преображает реальность?
Как метафора объединяет разные элементы фильма воедино?
Какой механизм драмы помогает создать метафору?
На одном из тренингов в Германии студенты в качестве упражнения снимали этюд, где действие происходит в туалете. Но по заданию это должно быть что угодно, только не туалет, а метафора любых ценностей. Возникали импровизации. В одном туалет был местом краткой истории человечества. В другой – ворота в «чистилище, рай, ад». В третьей на вечеринке в туалете разыгралась история любви, ревности, предательства, отчаяния и счастья.
В другом упражнении студенты снимали вокзал, но не только вокзал, а что-то еще…
Как создается метафора? Что превращает жизнь в искусство?
- Центры добра и зла.
- Конфликт как основа любой метафоры в фильме.
- Механизм драмы для создания метафоры.
- Четыре условия кинореальности:
- Поведение – безусловно. Как в жизни.
- Среда обитания – безусловно. Как в жизни.
- Время – условно. Делаем с ним что хотим. Монтируем свое время.
- Пространство – условно. Создаем свое монтажное кинопространство.
Три типа монтажного времени
5. Работа с деталями
- Детали как самостоятельные персонажи драмы
- Детали атмосферы
- Детали монтажа аттракционов
- Детали у Хичкока. «Макгафин» и его роль в конфликте. Детали саспенса.
- Фантастика и жизнеподобные детали
- Детали для визуализации внутреннего конфликта и конфликта с телом
6. Работа с визуальным миром фильма.
- Что делает оператор? Атмосфера.
- Что такое мизансцена? Великие мизансцены.
- Портрет героя. Симультанный образ персонажа.
- Музыка. Американский подход к музыке. Микимаусинг и контрапункт. Тема фильма. Характеры в сценарии и фильме. Что можно развить, а что обманет?
- Диалог в литературе.
- Жанры как изменение реальности. Жанр и метафора. Развитие жанровых идей в режиссуре.
- Роли – создание сценариста и режиссера.
- Актеры как исполнители и магические фигуры, придающие характерам глубину.
Работа с первоначальным замыслом. Развитие замысла. Как формируется идея.
Как внятно для себя и других выразить исходный замысел фильма в начале работы:
Премисса. Что это такое? Как формируется? Зачем нужна?
Питч. Это инструмент коммуникации. Чем он важен автору? Чему может помочь?
Тритмент. Чем полезен? Что в нем главное? Чего следует избегать в тритменте? Как балансировать между рациональностью и интуицией?
Тема фильма
Тема и контртема в непрерывном конфликте. Система Станиславского в кино.
Сверхзадача героя и фильма.
Сквозное действие и противодействие.
«Позвоночник» истории. Тема и контртема в развитии конфликтов.
Сверхценная идея. От премиссы к фильму.
Идея.
5. Путь развития идеи фильма от премиссы к управляющей идее-контридее. Что такое питч? Как с ним работать. Чем он может помочь.
Великие кульминации.
В индустрии говорят – «Фильм – это то, что происходит в последние 20 минут», т.е. то, что происходит в «обязательной сцене», кульминации и финале.
Мы разберем 10 самых разных кульминаций великих, успешных и знаковых фильмов.
Найдем закономерности, объединяющие все фильмы, и разберемся, как это станет нашим рабочим инструментом. Мы уделим больше внимания разбору ваших проектов.
7. Три типа фильмов на рынке и фестивалях
В кратком обзоре трех течений современного кино мы устанавливаем связь вечных идей искусства и актуальных проблем успеха на рынке.
1. Майнстрим – кино, ориентированное на успех и прибыль.
Как майнстрим потребляет великие идеи? Эмоциональный контакт и зрелищное изумление – вот его цели. Как их достичь? В основе индустрии всегда лежат идеи гениев. В частности, идеи Станиславского и Эйзенштейна. Саспенс – идея Хичкока – то, чего всегда добивается майнстрим. Катарсис – потрясение зрителей – идея древнегреческой трагедии. 2500 лет «Поэтике» Аристотеля. Как она живет сегодня?
2. Арт-майнстрим – искусство с рыночным успехом.
Самовыражение художника и коммерческий продукт. Как это соединяется?
3. Артхаус – фестивальное кино. Новые идеи. Новые миры. Новые горизонты. Государства на фестивалях. Фонды.
Авангард и смена ориентиров. Фестивали как рынок. Краткий обзор: Венеция, Канны, Санденс, Роттердам, Сан-Себастьян и др.
Занятия в течении 6 дней каждый курс (по выходным) по 6 часов в день. Каждое занятие состоит из 5-6 элементов (так знания лучше отпечатаются в сознании):
1. Короткое изложение темы.
2. Обсуждение с импровизациями слушателей и примерами.
3. Иллюстрации из фильмов (как это выглядит у мастеров).
4. Креативная работа (сочинить истории, это групповая работа по 3-4 человека).
5. Обсуждение придуманных историй.
6. Развитие историй в дискуссиях.
Режиссер Александр Митта – народный артист России, лауреат Государственной премии России, профессор Гамбургского университета – имел успех в разных категориях фильмов:
- Майнстрим – «Экипаж» и «Граница. Таежный роман»
- Арт-майнстрим – «Сказка странствий» и «Как царь Петр Арапа женил»
- Арт-хаус – «Звонят, откройте дверь» («Золотой Лев» в Венеции) и «Гори, гори, моя звезда»
Он снимает фильмы и учит профессионалов кинематографа, режиссеров и сценаристов в нашей стране и за рубежом (Германия, Мексика, Чехия, Литва, Украина и др.). Также он читает основы киноискусства в американских рекламных компаниях в Москве – ВВDO, McCann Erickson, Lowe Adventa, Proximiti и других, а также в Музее Кино и Государственном центре современного искусства.
![]() |
![]() |
![]() |