Режиссерская мастерская: визуальное решение в «Космической одиссее»

Завершив работу над фильмом «Доктор Стрейнджлав», Стэнли Кубрик решил обратиться к теме космоса, одной из самых обсуждаемых в 60-е годы. Кубрик углубился в изучение космоса, а в качестве соавтора привлек писателя-фантаста Артура Кларка. Последний предложил шесть своих произведений для литературной основы, и режиссер выбрал рассказ «Часовой», написанный в 1948 году. По ходу работы над сценарием авторы далеко ушли от первоисточника: их текст впитал новейшие исследования в области антропологии, астрономии, эвристики и кибернетики, а также отголоски философских и религиозных учений.

Подготовка к съемкам включала в себя разработку дизайна, строительство декораций, создание костюмов и тому подобное, начался весной 1965 года. Сами же съемки стартовали в конце декабря 65-го и продлились до сентября 67-го. При этом с июля 66-го по март 68-го велась работа над спецэффектами, которых в фильме набралось 205.

Действие фильма охватывает тысячи, если не миллионы лет развития человечества. События, отобранные Кубриком, связаны со встречами человека (и его предков) с таинственными «монолитами», которые каждый раз подталкивают процесс эволюции. Такая сюжетная концепция определила драматургическую структуру. Картину обрамляют четырехминутные вставки, представляющие собой черный экран и музыкальное сопровождение.

Сама история состоит из четырех актов. Акты не равны по продолжительности, но каждый последующий, кроме последнего, почти в два раза длиннее предыдущего. Подобная стройность композиции соответствует математическому складу ума Кубрика и отражает сходство фильма с симфонией, традиционная структура которой предполагает деление на четыре части.

Еще одна особенность драматургии — минимум слов. Речь присутствует лишь во втором и третьем актах и впервые звучит в кадре лишь на 25-ой минуте, а в последний раз — за полчаса до конца. Такой подход исчерпывающе поясняет сам режиссер: «Этот фильм — невербальный опыт. Он должен восприниматься больше на уровне подсознания и чувств, чем на интеллектуальном уровне. Существует проблема с теми, кто не уделяет внимание тому, что видит. Такие люди слушают. А от прослушивания этого фильма толку будет мало. Тот, кто не верит своим глазам, не сможет оценить картину».