Операторская мастерская: братья Коэн

К старому способу создания диалога на экране — «восьмерке» — Коэны нашли свой подход. В их работах камера располагается между собеседниками и снимает под небольшим углом средний первый план: обычно в таких случаях камеру располагают за плечами героев. При этом Коэны используют широкоугольную 27-мм или 32-мм оптику. Такая трактовка «восьмерки» дает одновременно два противоположных эффекта: ощущение присутствия и соучастия зрителя вместе с отчуждением и изоляцией героя.

Еще один важный элемент «восьмерки» в работах Коэнов— монтажный ритм. Он задается не столько репликами диалога, сколько общей драматургией сцены. Самые эффектные моменты в «восьмерках» Коэнов — это когда герои молчат. В финале «Старикам тут не место» ритм, безмолвие и характерная композиция кадра создают излюбленную интонацию Коэнов — трагическую и комическую одновременно.

Субъективная камера — это прием, который Коэны используют постоянно, не уставая находить новые и новые вариации. Субъективная камера обычно предполагает демонстрацию событий от лица героя. Эта техника используется в самые острые для персонажа моменты, усиливает идентификацию зрителя с ним и работает на зрелищность. При этом Коэны не ограничиваются одушевленным субъективным видением: в их картинах можно увидеть действие с необычных позиций, скажем, бампера автомобиля или шара для боулинга.

«О, где же ты, брат?» стал первым голливудским фильмом с цифровой цветокоррекцией, — изображению придали оттенок сепии, создав таким образом необходимую атмосферу ретро 30-х годов. Вдохновившись удачным опытом, Коэны и во всех остальных фильмах 2000-10-х годов продолжили эксперименты с технологиями обработки. Например, изначально цветной «Человек, которого не было» был обесцвечен и стилизован под черно-белый нуар.