Режиссерская мастерская: четвертая стена

 

Режиссерская мастерская: четвертая стена

Четвертая стена — это негласно признаваемая зрителем и исполнителями псевдореалистичность условного игрового действия. Четвертую стену можно считать неотъемлемым компонентом при восприятии любого вида искусства с незапамятных времен. Сам термин «четвертая стена» был введен в XVII-XVIII веках драматургами Мольером и Дени Дидро. Так они обозначали в традиционном трехстенном театре воображаемую границу, отделяющую условный мир сцены от реальности.

Как разрушить четвертую стену в кино?

Обращение героя к зрителю — самый распространенный способ. Впервые использовался в классическом вестерне Эдвина Портера «Большое ограбление поезда», в финале которого главарь банды направил револьвер на камеру и несколько раз спускал курок, чем вызывал ужас в зале — зритель того времени воспринимал неожиданное действие героя как реальное нападение.

Взгляд на зрителя — иногда актер и вовсе обходится без слов и действий, а лишь устремляет к нам пронзительный взгляд. Такой способ разрушения четвертой стены стал расхожим штампом в кино. Он часто используется в наиболее драматичных моментах, придавая действию особенно сильное эмоциональное звучание. Подобный зрительный контакт усиливает эффект сопричастности переживаниям героя.

Псевдоразрушение четвертой стены — разновидность слома четвертой стены, когда герой вроде бы тоже обращается в зал, но он говорит не со зрителем, а с другим героем. Так авторы помещают зрителя в пространство фильма. Регулярно этот прием использует французский экспериментатор Эжен Грин.

Зрелищный эффект — режиссеры любят что-нибудь запустить в сторону камеры – пули, оружие, обломки здания. Прием стал особенно востребован с популяризацией 3D-технологий. Он усиливает эффект присутствия и делает аудиторию более отзывчивой: зритель не успевает вспомнить, что это кино, и проявляет естественную реакцию на внезапный летящий в него предмет.