Операторская мастерская: визуальные решения в «Казино»

Операторская мастерская: визуальные решения в «Казино»

Как и «Злые улицы», «Таксиста», «Бешеного быка» или «Славных парней» «Казино» можно назвать азбукой визуальных техник Скорсезе — режиссер использовал здесь большинство типичных для его почерка приемов в нарочито избыточном, почти карикатурном объеме. Комплекс визуальных средств в фильме включает длинные кадры, снятые плавно движущимся стедикамом, быстрое панорамирование, ракурсы, использование зональных линз, рапид, стоп-кадры, ирисовую диафрагму.

Длинные кадры и стедикам дают максимальный реализм и обеспечивают вовлеченность зрителя. Быстрая переброска камеры помогает усилить напряжение в особенно эмоциональных сценах. Благодаря ракурсам и зональным линзам мир Лас-Вегаса обретает необходимый искаженный образ. Рапид и стоп-кадры Скорсезе использует, как и в «Таксисте», и «Бешеном быке», чтобы показать субъективный, обожествляющий взгляд главного героя на свою избранницу. Ирисовая диафрагма тоже придает действию романтический оттенок, а также становится данью уважения Скорсезе излюбленному немому кинематографу.

«Казино» стал первым опытом работы Скорсезе с Робертом Ричардсоном — бывшим соавтором Оливера Стоуна и будущим оператором «Авиатора», «Острова проклятых» и «Хранителя времени». Перед началом съемок Скорсезе показал Ричардсону в качестве референсов ряд нуаров 40-50-х годов, снятых оператором Джоном Элтоном: он хотел, чтобы Ричардсон воссоздал в «Казино» мрачную ауру этих картин. Среди средств, к которым обратился оператор: игра теней в полуосвещенных комнатах, половинное освещение лиц, акцентированные тени героев, почти повсеместно присутствующий неон, мерцающие огни и зеркальные поверхности.