«Кинотавр 2013»: Питчинг и мастер-класс Митты

На ежегодном фестивале «Кинотавр», недавно завершившемся в Сочи, помимо основного конкурса и программы короткого метра, проходят другие примечательные мероприятия. Среди таковых присутствует уже ставший традиционным питчинг, где начинающие кинематографисты представляют жюри свои проекты. Также в этом году все желающие смогли посетить мастер-класс председателя жюри фестиваля Александра Митты. Помимо прочего, режиссер рассказал собравшимся о том, как правильно писать киносценарий.

Мастер-класс Александра Митты

Поздним вечером первого дня кинофестиваля председатель жюри основной конкурсной программы «Кинотавра» Александр Наумович Митта рассказал гостям и участникам фестиваля о разработанной им профессиональной сценарной схеме, которой он делится на протяжении многих лет со своими студентами и слушателями в школе-студии и на открытых лекциях.


Познакомиться с разработками мастера, несмотря на ночное время, пришли как журналисты, так и звездные гости. В зале под люстрой можно было встретить
 Екатерину Гусеву, Григория Добрыгина, сестер Носик и Дмитрия Дюжева.

что Александр Наумович, которому недавно исполнилось 80 лет, как председатель жюри посмотрел к моменту лекции два конкурсных фильма. При этом ночью кинорежиссер эмоционально и вдохновенно рассказывал и показывал слушателям сценарные схемы.

В зале стоял планшет на треноге и маркеры. Читать занудные лекции — это не в стиле Митты. Перед слушателями он актер. Взмахивает маркером, как дирижер палочкой, держит внимание зала. И сопровождает схемы иллюстрациями (в книге
 «Кино между раем и адом» все рисунки принадлежат ему).

Сценарные схемы, которые предлагает Митта, сводят до минимума точки зрения, управляющие развитием формы. Данными схемами пользуется сам мастер в своих работах. Александр Наумович выделяет главное: структура — это универсальный рабочий инструмент, работающий всегда.

 

Выдержки из текста лекции предлагаем ниже.

«Есть три элемента, которые нуждаются в постоянной связи, чтобы одно с другим все время работало. Это герой, который требует непрерывного и постоянного внимания, фильм и зритель. В центре всегда должно быть событие, позволяющее этому объединению развивать руководящую идею. Развитие идет через конфликт. Если в начале есть некоторая ценность и в конце есть ценность, которая отличается, то событие происходит. Наши ценности — эмоциональные ценности. Еще
 Бергман говорил, что наша задача, имея интеллектуальную ценность в замысле, превратить ее во что-то, что попадает в сердце, минуя промежуточную остановку в области мозга.

 

 

Зрителя всегда нужно доводить до катарсиса. Это не результат, это вектор. То, что еще древние греки называли очищением через страх и сострадание. Фильм состоит из 20—30 событий. и каждое событие имеет четкую трехактную структуру на пути к катарсису. Первый акт до поворотного пункта — это огромное событие, второй делится на два события. Далее идет кульминация — тоже событие.

Как работает структура: сначала экспозиция и завязка, дальше драматическая ситуация, когда внешняя ситуация сильнее, чем возможности характера. Главный элемент развития любого рассказа — конфликт, в который вступает герой. Конфликт — главный инструмент, он может развиваться до бесконечности. Обязательное условие: антагонист должен быть в разы сильнее персонажа. Чтобы приобрести форму, конфликт должен закончиться драматической перипетией — перепадом состояния на противоположное.

Выражать структуру должен герой. В экспозиции и завязке у персонажа должно быть желание. Без этого желания никогда не удастся найти контакт героя со зрителем. Желание героя на уровне драматической ситуации должно перейти в действие, действие должно развиться в конфликте. Драматическая перипетия рождает изменение. В конце у героя все должно измениться. Теперь проясним, как с эти будет связан зритель. У зрителя все проще. Сначала у него возникает вопрос: что там будет? Вопрос сопровождает зрителя все время. Вопрос перерастает в напряжение, что переходит к соучастию в конфликте. В конце во время драматической перипетии у зрителя наступает удивление изменением героя.

Если рассказывать историю через данную структуру, то она всегда будет рассказана внятно и понятно.


Помимо драматической ситуации, необходим и внутренний конфликт. Без него история будет плоской. Внутренний конфликт действует 24 часа, он всегда при персонаже. Это конфликт с телом, эмоциями и разумом. Конфликт с телом, когда, например, девушка хочет похудеть или мужчина сломал ногу. С эмоциями — когда мы никак не можем с ними совладать. С разумом — когда мы не знаем, что делать в той или иной ситуации, и это побуждает нас к неправильным действиям.

 

 

Помимо конфликта героя с самим собой, он вступает в конфликт с окружением: семья, друзья, любимые и близкие. А также герой вступает во внеличностные конфликты (социальная жизнь, атмосферные и техногенные явления). Чем больше мелких конфликтов, тем убедительнее герой.

Форма может быть какой угодно, но если суть выражена так, что антагонист значительно и внятно сильнее, чем герой, а не абстрактный конец света, то тогда это работает. Всегда работает то, что ощутимо. Баланс между героем и антагонистом всегда должен быть таким, что антагонист всегда сильнее. Герой же должен расти, он приобретает опыт, что-то понимает, становится больше. Но антагонист становится значительно больше. Должен быть коллектив антагонистов против одного героя.

Если подробнее разобрать драматическую ситуацию, в которой находится герой, то сначала, когда на героя действует конфликт, есть мотив. Он как зубная боль, он не дает думать ни о чем другом, кроме решения проблемы. Мотив выступает элементом развития драматической ситуации. Вслед за мотивом есть намерения, когда за эмоциями включается разум. На этой стадии герой принимает решение. Уже после этого происходит действие. Но всегда нужно учитывать альтернативный фактор. Что будет, если я это не сделаю немедленно, почему я должен это делать здесь и сейчас? Этот убедительный фактор выступает важным элементом».


«Структура делает замысел убедительным. Эта структура работает как в полнометражных фильмах, так и в фильмах на три, четыре, десять минут», — в который раз повторяет Александр Наумович аудитории. Слушатели аплодируют, а некоторые бегут разбирать листы со схемами и рисунками. Среди этой кучки замечен и Дмитрий Дюжев, яростно отстаивающий у организаторов семинара свои права на творение мастера. Чем закончилось противостояние, знают лишь такие же борцы, а остальные слушатели разошлись по отелям спать.

 

 

Питчинг

8 июня в Сочи прошел традиционный питчинг в рамках фестиваля «Кинотавр». Местом проведения было решено выбрать зал делового центра «Парк отель». Гости и жюри разместились за столиками и наблюдали за выступающими, которые рассказывали о своих проектах за трибуной. После напутственного слова и пожеланий куратор питчинга Анна Гудкова передала микрофон участникам. В этом году в питчинге задействовано 12 проектов, два из которых анимационные. За трибуну вставали как опытные постановщики, так и дебютанты. Сразу несколько молодых девушек в гордом одиночестве представляли и защищали свои фильмы. Также отметим, что в этом году устроители питчинга изменили регламент и выделили выступающим по семь минут вместо пяти.

 

Жюри было немногословным и вопросов после выступлений практически не было. Больше других похвалы удостоился проект Елены Гликман, бывалой питчингующейся, который и получил главный приз жюри. Правда, денежных призов в этом году не было, а победа была символическая. По словам Александра Роднянского, главное, что проекты питчинга рассматриваются международными кинорынками.

Проект продюсера Елены Гликман под названием «
Чайки» — это притча о любви на фоне современной Калмыкии, где все герои интуитивно соблюдают забытые традиции. Это современная повесть об одиночестве, о поиске себя, поиске любви. Девушка Эльза случайно вышла замуж за рыбака и так и не стала родной для мужа и его семьи. Однажды он не возвращается, оставшись в море навсегда. Теперь, став наконец свободной, Эльза поняла, что ей некуда идти. Неожиданная новость о беременности девушки от погибшего мужа заставляет его брата, влюбленного в Эльзу, напомнить ей о старой традиции, когда давным-давно вдову отдавали замуж за младшего брата. И на поминки супруга Эльза приходит уже невестой его младшего брата.

 

Режиссером картины выступает ученица Владимира Хотиненко Элла Манжеева. Елена Гликман рассказала, что познакомилась с Эллой на прошлогоднем «Кинотавре» и заинтересовалась ее сценарием. Несмотря на то, что это дебют режиссера, она не новичок в индустрии. Элла — профессиональный звукорежиссер. Во время питчинга проекта Владимир Хотиненко сказал множество лестных слов о своей ученице, отметив ее напор и хватку. Сама Элла на питчинг приехать не смогла, но через Елену представила тизер картины с утвержденными актерами. Трагедия человека на фоне прекрасных видов Калмыкии. Елена также отметила, что в фильме участвует только один профессиональный актер — исполнительница главной женской роли. Все остальные являются настоящими жителями Калмыкии. Елена Гликман считает, что таким образом они придают картине колорит.

 

Не менее интересными и красочными были презентации анимационных проектов. Первыми выступали создатели мультфильма «Тайна Сухаревой башни». Стоит отметить, что мультфильм активно рекламировался на фестивале, буквально везде можно было встретить многочисленные плакаты и рекламные буклеты фильма. «Тайна Сухаревой башни» — классическая 2D-анимация про эпоху Петра Первого. Жанр фильма можно определить как историческую фэнтези-сказку, действие которой развивается на фоне реальных исторических событий. Главный герой — мальчик Петя, который становится свидетелем таинственного события в лаборатории чародея Якова Брюса, а после вместе с дочерью Брюса, Марго, отправляется в волшебные миры, чтобы восстановить манускрипт.

Опытная студия анимации с не менее опытной командой уже завершила производство восьми серий из тринадцати, запланированных для мультсериала о Сухаревской башне. На питчинге выступающие искали партнеров для производства полного метра и дальнейшего его продвижения. Как сообщил генеральный директор «Каро Премьер»
 Алексей Рязанцев, у его кинокомпании уже есть договоренность с создателями проекта по прокату фильма в кинотеатрах.

Вторым анимационным анимационным фильмом на питчинге был «Белый клык» по мотивам повести
 Джека Лондона. Действие фильма происходит в удивительном ледяном мире, где люди в глазах животных представляют собой сказочных богов, обладающих неведомой силой и физическими возможностями. Это история одинокого волчонка, выросшего в суровом краю и не ведавшего любви и ласки. Фильм будет исполнен в технике рисованной анимации. В сложных панорамных кадрах будет применена трехмерная компьютерная графика. Волка создавала художница и режиссер-постановщик студии «Мельница» Дарина Шмидт. Команда у проекта подобралась весьма интересная. Это американские специалисты по компьютерной графике Рустам Хасанов и Бастин Дибуа, художник-постановщик Дмитрий Маланичев, работавший над «Симпсонами», режиссер Слава Ушаков. Представлял проект на питчинге режиссер, сценарист, а теперь и продюсер Александр Караваев. Александр очень харизматично и ярко рассказал о фильме, сопровождая выступление показом тизера. Знакомые имена студии «Мельница» и яркий костюм режиссера проекта Ришата Гильметдинова не оставили равнодушным продюсера Сергея Сельянова. Он согласился ознакомиться с проектом во время индивидуальной встречи.

Продюсер Николай Бабич представил эксперимент с целью поиска новых форм киноязыка, названный «Буриме». Это объединяющая киноидея, которая связывает профессиональное киносообщество с молодыми, талантливыми, творческими и энергичными режиссерами-сценаристами. В проекте примут участие 22 постановщика. Сценаристы и режиссеры из разных городов и стран присылают свои варианты развития сюжета к текущему эпизоду. Команда «Буриме» выбирает два лучших и непохожих друг на друга варианта текста, приглашая их авторов в Москву на съемки. Для создания каждого из 11 эпизодов предлагается две версии от разных режиссеров, а зритель выбирает лучшую для продолжения фильма.

Николай Бабич
 живо рассказывал гостям и жюри питчинга о своем проекте, показывал слайды и тизер. Много работы уже было проделано, но, чтобы довести фильм до зрителя, Николаю и его команде нужны опытные старшие товарищи, за чьей поддержкой продюсер «Буриме» приехал в Сочи. Роднянский похвалил идею и заметил, что этот фильм интереснее как интернет-проект, рассчитанный не на кинематографистов, а на обычных людей, которые могут поиграть в кино.

 

Также на питчинге был представлен второй за всю его историю интернациональный проект. Немецкая команда в лице продюсера Елены Шамайтат и режиссера Тимо Земика рассказали о фильме «Последняя минута». Женщина и мужчина в бескрайней степи в ожидании неравной битвы с непобедимой армией под предводительством воинственного генерала. В последние 24 часа жизни там, откуда некуда сбежать, герои вынуждены сделать выбор: либо сдаться окончательно, либо превзойти самих себя.

Сами авторы рассматривают свое произведение как истерн. Продюсер картины Елена Шамайтат рассказала, что сценарий развивался два года, а сейчас к их команде присоединился немецкий продюсер Оливер Дамиан. Актерский состав планируется интернациональный, включая двух российских актеров. Поиском партнеров создатели занимаются не только в России. Совсем недавно проект был анонсирован в Каннах.

 

 

Также на питчинге были представлены следующие работы: фильм «Хранительница» Нели Мурсалимовой об обычной девушке Ане, обнаружившей свою принадлежность к таинственному ордену; картина «Быть» сценаристки Наны Гринштейн, для которой этот проект должен стать режиссерским дебютом; «Корректировщик» Андрея Загидуллинао параллельных реальностях; мрачная драма «Тетя Галя» сценаристки и режиссера Даши Худолевой; картина с черновым названием «Проявление» также ученицы Владимира Хотиненко и второго режиссера фильма «Да и да» Анны Сарухановой; «Джуги» Пулата Ахматова об азиатских цыганах, а также роуд-муви «Ванька» Тимо Земика о приключениях казахских водителей и китайца по имени Лю Вань, которого водители называют Ванькой.