Интервью с Джоном Труби – Часть 2



Вопрос: Как понять, что сюжет, который планируешь воплотить в киносценарий или роман, «потянет» на целый фильм или книгу?

Существует немало факторов, определяющих хороший сюжет. Чтобы понять, получится ли из идеи сюжета роман или киносценарий, нужно обратить особое внимание на два структурных элемента, которые видны уже из предпосылки: линия желания и оппозиция. Цель героя – это остов сюжета. Она должна пронизывать все повествование до самого конца. Поэтому цель должна быть труднодостижимой и требующей большого количества сложных действий.

Придумывая оппозицию, нужно выделить одного персонажа на роль главного оппонента, пытающегося помешать герою в достижении цели. Также следует поразмыслить над другими персонажами, которые тоже противодействуют желанию героя, но по разным причинам, и используют стратегии противодействия, отличные от стратегий главного оппонента.

Вопрос: Персонаж рождается из фабулы или фабула из персонажа?

Это вопрос из разряда 22 хитростей хорошего повествования. Фабула – это череда действий главного героя на пути к своей цели. Персонаж – это не какая-то единица, стоящая особняком от фабулы. Не бывает полностью развитых персонажей в начале сюжета. Персонаж определяется действиями, совершаемыми героем по ходу развития сюжета. Другими словами, сюжет и персонаж являются взаимно определяющими по отношению друг к другу. Без сложного главного персонажа, совершающего основные действия, хороший сюжет не возможен. А без запутанного сюжета, раскрывающего всю сущность главного героя, не создашь хорошего сложного персонажа.

Взаимоотношение «фабула-персонаж» подобно контуру обратной связи: улучшая одно, вы автоматически улучшаете и другое. Главное – помнить одну важную вещь: чтобы создать стоящую историю, персонаж и фабула должны быть связаны между собой органичным и замысловатым образом.

Вопрос: По каким критериям можно определить хороший сюжет? 

Их много. Но есть основополагающее правило: в хорошем сюжете фабула определяется персонажем, а персонаж вытекает из фабулы. Большинство писателей не проводят различий между сюжетом и фабулой. Но это разные понятия. Сюжет – это идеальный союз персонажа и фабулы.

Хороший рассказчик ведет две линии: успех персонажа на линии действия и внутренние перемены, происходящие с персонажем. Зритель хочет видеть героя преуспевающим на обеих линиях. Писатель превращает эти две линии в одну, объединив фабулу и персонаж на глубинных уровнях по всей структуре повествования.

Существует немало способов связки фабулы с персонажем. Я рассказываю о них на мастер-классе «Анатомия сюжета» при рассмотрении 22 структурных элементов любого хорошего сюжета. Эти 22 элемента представляют собой конкретные поворотные точки, в которых фабула переплетается с персонажем от начала и до конца. Они крайне важны, т.к. подводят писателя к середине сценария – центральный момент, на котором проваливаются 90% авторов.

Вопрос: Мир, создаваемый автором в сценарии, может быть большим, как Вселенная, или маленьким, как квартирка. Какими факторами определяется размер мира повествования? 

Мир повествования – один из трех или четырех важнейших элементов хорошего сценария. Львиной долей своего невероятного успеха «Гарри Поттер» обязан потрясающим деталям мира повествования. В моем курсе «Анатомия сюжета» этот вопрос рассматривается очень подробно, потому что немногие авторы понимают принципы создания и детализации мира повествования. Считается, что мир повествования – это любое место, где происходят события сюжета. На деле же, мир повествования заключает в себе огромную значимость для зрителя.

Создавая мир повествования, нужно, прежде всего, определиться с местом действия. Место действия – это своего рода стена, окружающая мир. Все, что внутри нее, является частью сюжета, а все, что за ее пределами – нет. Определившись с местом действия, нужно связать мир с главным персонажем. Другими словами, мир повествования является выражением сути главного героя. Затем создайте основные столпы мира повествования, которые обычно находятся в некоторой оппозиции друг к другу. Возьмем, к примеру, Средиземье из «Властелина колец». Растения и вода в Средиземье воплощают силы любви и жизни, а горы и металл – силы абсолютной власти и смерти.

Вопрос: Написание хорошего меткого диалога – одна из сложнейших задач. Как наделить персонажа уникальным голосом?

Этот элемент повествования тоже часто понимают неправильно. Конечно, личность персонажа находит отражение в уникальной манере разговора. Но настоящий фокус связан с двумя важнейшими структурными элементами: потребность и желание персонажа – первые два из семи основных этапов структуры сюжета. Знание слабостей каждого персонажа, которые им предстоит преодолеть в жизни, и осознание желаний каждого из них сообщают персонажу «характер» – то, что сокрыто в глубине души. Эти два элемента и определяют манеру разговора персонажа. Затем добавляются индивидуальные личностные особенности, предпосылки и качества – и у персонажа появляется свой характерный голос.

Вопрос: Назовите самое большое заблуждение с точки зрения изучения и понимания структуры сюжета?

Большинство писателей обречены, т.к. не выходят за рамки трехактной структуры, суть которой в механической условной разбивке сюжета. Что угодно можно разделить на три части, но это не поможет придумать достаточно сложный сюжет для написания профессионального сценария.

Реальная структура сюжета, называемая также глубинный сюжет, органична. Она не навязывается извне, а исходит изнутри героя. Другими словами, это процесс развития героя как личности по мере развития сюжета, последовательность действий, испытывающих героя на прочность.

Нелегко перейти от трехактной структуры сюжета к органичной. Трехактная структура – это чудодейственное средство, на которое все так отчаянно надеются. Но оно не работает. Забудьте о нем. Органичная структура сюжета требует от автора глубочайшего знания своего героя и способности придумывать события, которые неотвратимо приведут персонажа к кардинальным переменам в характере. Тех, кто освоит органичную структуру, ждет небывалая награда. Так становятся профессионалами.

Вопрос: Назовите три первоисточника, не по сценаристскому ремеслу, которые помогли бы писателям отточить свое мастерство?

Я назову два. Это всеми признанные книги, которые должен знать и досконально изучить любой серьезный писатель. Читаются они нелегко, но в них сокрыто глубокое знание писательского дела.

1. «Поэтика пространства» Гастона Башляра, лучшая книга о мире повествования из всех когда-либо написанных.

2. «Анатомия критики» Нортропа Фрая, особенно, первое эссе о теории героя.

Вопрос: Похоже, в настоящее время в Голливуде идет повальная «перезагрузка». Это и переделка «Вспомнить все», и перезагрузка франшизы «Бэтмена», и прочее. Что вы посоветуете на случай переделки, перезагрузки или повторной экранизации предыдущего сценария?

Секрет лучших перезагрузок последнего десятилетия – «Казино Рояль» (Бондиана), «Идентификация Борна», «Бэтмен: начало», «Звездный путь» и, из самого свежего, «Восстание планеты обезьян» - заключается в том, что авторы сценария наделили своих героев слабостями и потребностями. Слабость-потребность – первые из семи основных этапов структуры сюжета. Еще десять лет назад мифические герои и герои боевиков не наделялись глубокими пороками характера, т.к. здравый смысл подсказывал, что супергерой должен быть несгибаем и вести себя героически на протяжении всего сюжета. Но расхожая мудрость оказалась неверной. Характеры получались скучными, а фабула являла собой лишь непрерывную серию трюков, которыми изобилуют экшен-фильмы.

При перезагрузке герой наделяется слабостями и потребностями. Это придает характеру глубину, и герой становится ближе к зрителю. Фабула пришлифовывает характер и придает ему индивидуальности. Это вызывает у зрителя восхищение и чувство причастности.

Вопрос: При прочтении сценария, какие опасные признаки и проблемные места бросаются в глаза с самых первых страниц?

Самый серьезный сигнал опасности: писателю не удалось зацепить читателя   с первых 5-10 страниц. Значит, автор не знаком со структурой сюжета. Большинство сценаристов не раз слышали, что читателя нужно зацепить быстро, но их не научили, как это сделать. Опять-таки, все дело в понимании сути структуры сюжета. При рассмотрении 22 элементов структуры любого хорошего сюжета на мастер-классе «Анатомия сюжета», я объясняю, какие ключевые структурные элементы нужно вводить на первых 5-10 страницах, чтобы зацепить читателя. И я гарантирую, если вы это сделаете, то не просто заинтересуете читателя, а отправитесь вместе с ним в незабываемое для него путешествие в мир повествования.

Писательское ремесло – нелегкий труд, но ему можно научиться и овладеть мастерством. Пусть вас не пугают сложности. Действуйте постепенно, шаг за шагом, и однажды на вопрос о вашей профессии вы сможете с гордостью ответить: «Я писатель».

www.mitta.ru 
Публикация со ссылкой на сайт обязательна