Интервью с Николаем Лебедевым

Сценарий я могу дорабатывать по несколько месяцев

Режиссер популярных фильмов «Легенда №17» и «Экипаж» делится своим опытом, рассказывает, как взаимосвязана работа режиссера и сценариста, насколько хорошо режиссер должен разбираться в драматургии и почему так важно учиться всю жизнь.


Геннадий Иванов: Николай, насколько знаю, в режиссуру ты пришел со своим сценарием. Почему ты не стал брать чье-то готовое произведение?

Николай Лебедев: В кино мы зависим от всего, а режиссер - фигура наиболее уязвимая. Всю работу он делает чужими руками. Оператор снимает, актер играет, художник строит декорации, гример гримирует. И в ситуации, когда режиссер зависит от обстоятельств, от погоды, от денег и от множества других факторов, важно иметь какой-то базис, тыл. Я абсолютно убежден, что когда режиссер пишет сам, он сразу выстраивает структуру всего будущего фильма. Так поступают многие известные режиссеры. Да, имен Спилберга, Хичкока, Скорсеза можно не увидеть в титрах в качестве сценаристов, но они всегда имели отношение к сценариям своих картин. Хичкок вообще сидел со сценаристами и выстраивал шаг за шагом будущий фильм. Изучая сценарии очень известных фильмов Спилберга, к примеру, «Список Шиндлера, я вижу, до какой степини глубоко он внедряется в сценарий, как перестраивает все полностью. И это не произвол, это абстолютное понимание драматургии, понимание специфики экранного зрелища. Опираясь на конструкцию, созданную сценаристами, Спилберг усовершенствует ее, адаптирует к экранным правилам, и в итоге получается кино. Если просто слепо снимать то, что написал сценарист, кино не получится, даже если сценарий гениальный. Потому что если ты не чуствуешь структуры , скелета истории, ты не можешь ее расказать, ты просто переносишь на экран движущиеся картинки , а это неправильно.


Геннадий Иванов: Насколько должен режиссер разбираться в драматургии?

Николай Лебедев: Я думаю, что нет ни одного настоящего, сильного режисера, который бы не разбирался в драматургии наивысшим образом. Это не значит, что он обязательно должен писать, нет. Но режиссер должен уметь анализировать, понимать достоинства сценария, чтобы их воплотить на экране. Понимать слабости сценария, чтобы внести изменения, вместе со сценаристом или самостоятельно, и сделать историю интереснее. Важно понимать психологию актера, иначе ты будешь передвигать актера по площадке как реквизит. Это не сработает.

Геннадий Иванов: Тебе часто приходится переделывать готовые сценарии?

Николай Лебедев: Всегда, причем это иногда может затянуться на несколько месяцев, и не из-за того, что мне просто нечем заняться. Просто когда мы садимся вместе со сценаристами и начинаем уточнять какие-то конструкционные решения, то обнаруживаем слабые места, которые нужно укрепить. Мы перерабатываем сценарий, чтобы потом на экране фильм сработал, а не выглядел дряблой тряпкой с «дырами» в сюжете. Так, например, было с «Легендой №17», когда ко мне попал в руки сценарий Михаила Местецкого и Николая Куликова. Мало кто знает, что в течение нескольких месяцев мы сидели у меня на кухне каждый день, проходили каждую сцену. В итоге полученный сценарий сильно отличался от того изначального варианта, который мне понравился. Но наши переделки, безусловно, улучшили сценарий, сделали его более кинематографичным. Если вспомнить, то, по-моему, в сценариях всех своих фильмов я принимал участие, хотя моя фамилия и не всегда указывается в титрах.

Геннадий Иванов: С чего бы ты советовал начать молодым режиссерам? Что им важно освоить в первую очередь: режиссуру, драматургию или сценарное мастерство?

Николай Лебедев: Честно говоря, я бы не разделял. Это тоже самое, что советовать в начале научиться работать с актером, а потом – со съемочной группой. Режиссер должен уметь и знать все. Понимать психологию актера, знать кинодраматургию во всех нюансах, потому что это основа любого фильма. Если человек не умеет расказывать истории, он просто разрушит даже самый выдающийся сценарий. Точно также режиссер должен ориентироваться и в операторской работе, разбираться в монтаже, иначе он будет зависесть от всех и вся. Да, хорошо, если рядом с ним выдающиеся соратники, но он может испортить даже их работу.

Геннадий Иванов: Как тебе удалось всему этому научиться?

Николай Лебедев: Этому учишься всю жизнь. Вот сейчас я готовлюсь к новой картине, и передо мной лежит несколько учебников по кинодраматургии. Да, многое я знаю, но перечитываю заново, потому что мне надо что-то вспомнить, по-новому посмотреть на это. И это не учебники режиссуры, а это именно учебники по кинодраматургии, потому что мне важно добиться максимально безупречной конструкциифильма. Я должен быть уверен, чтолал все возможное, чтобы мой фильм твердо стоял на ногах.

Геннадий Иванов: Что бы ты пожелал будущим режиссерам?

Николай Лебедев: Я желаю творчества и вдохновения, и еще желаю упорства, потому что режиссура - это огромный труд. Человек, который не учится, ничего не добьётся. Я учусь у Александра Наумовича Митты все время. Так, как он делает это сам. Нужно учиться постоянно, каждый день, без этого сколько-нибудь значимым режиссером не стать.

Геннадий Иванов:  Спасибо за беседу! Тебе тоже успехов и вдохновения с твоим новым фильмом!

scenar