СЕМЬ ЛЕТ СО ДНЯ НАЧАЛА СЪЕМОК «ЗМЕИНОГО ИСТОЧНИКА» - режиссерского дебюта Николая Лебедева

forka1

Принято отмечать круглые даты – а мы отмечаем некруглую, но значимую.

Семь лет назад, 1 июня 1997 года, в подмосковном Серпухове был снят первый кадр первого российского триллера «Змеиный источник», ставшего одним из самых громких отечественных дебютов 90-х.

Картина привлекла большое зрительское внимание, стала одним из хитов кино-, теле- и видеопроката – и одновременно вызвала гнев председателя Союза кинематографистов Никиты Михалкова, увидавшего в фильме «бездуховность и искажение образа российской провинции». Ставший хрестоматийным кадр с зашитым ртом покойницы и разрывающимися нитками как вопиющий пример падения нравственности демонстрировался на экране съезда СК. Споры вокруг «Змеиного источника» не утихают по сей день.

- Шел дождь, - рассказал нам Николай Лебедев о первом съемочном дне картины, - и Катя Гусева мокла под зонтом в сторонке, а реквизиторы привязывали к дереву яблоки. В первый день мы снимали самое начало фильма – проход героини по улочкам городка с чемоданом в руках – и, как это часто бывает в кино, самый финал – туман и фигуру Дины после кульминационной сцены. Снимая первый кадр, я не смотрел на площадку, а думал лишь о том, чтобы тарелка обязательно разбилась!..

(Это давняя кинематографическая традиция: режиссер должен разбить тарелку после первого снятого кадра. Если тарелка не разбивается после первого удара, то, как говорят бывалые кинематографисты, картину ждут проблемы. На «Змеином источнике» тарелка разлетелась на осколки после первого же удара.)

В картине снимались замечательные артисты – Ольга Остроумова, Евгений Миронов, Дмитрий Марьянов, Лев Борисов, Сергей Маховиков, Михаил Филиппов. Для Екатерины Гусевой, сыгравшей роль Дины, и Екатерины Вуличенко (Зиночка) «Змеиный источник» стал дебютом в большом кино.

Но изначально режиссер (он же и автор сценария) планировал занять в картине совсем других исполнителей.

Минуло время, и мы уже можем раскрыть некоторые секреты.

Роль властной школьной директрисы писалась в расчете на Светлану Дружинину, режиссера знаменитых «Гардемаринов». Но Дружинина отказалась – она начинала съемки киносериала «Тайны дворцовых переворотов». Тогда сценарий был предложен Маргарите Тереховой и вызвал негодование актрисы. Ольга Остроумова отнеслась к проекту с опаской, поскольку боялась, что фильм станет очередной «чернухой», коей много снималось в те годы. После разговора с Лебедевым и кинопробы она все-таки согласилась сниматься и в результате осталась довольна. Супруг Остроумовой Валентин Гафт считает роль Тамары Георгиевны одной из самых удачных работ актрисы.

Для Евгения Миронова была уготована роль фотографа Андрея. Миронов посчитал, что она повторяет уже многократно им сыгранное, и сам выбрал роль Андрона, школьного секретаря, - от этой роли незадолго до того отказался Сергей Безруков, посчитав, что ему не стоит начинать карьеру в кино с роли маньяка-убийцы.

Андрон стал первым отрицательным персонажем в биографии Евгения Миронова. Миронов вымарал из сценария огромный монолог, в котором Андрон объяснял мотивы своих поступков, заменив слова актерским действием. Миронову же принадлежит авторство финальной, предсмертной реплики Андрона: «Маме не говорите!..» Игрушечная собачка, которая висит на настольной лампе на рабочем месте Андрона, была принесена Мироновым из дому. Он также сам раздобыл очки, в которых и снимался в фильме.

Одним из кандидатов на роль фотографа Андрея считался никому не известный в 1997-м году Марат Башаров, тогдашний выпускник Щепкинского училища. Но он в тот момент находился в Праге на съемках «Сибирского цирюльника» и потому из списка возможных актеров выпал.

Роль Алексея писалась на молодого актера Алексея Проскурина, за шесть лет до того дебютировавшего в фильме Лебедева «Ночлег. Пятница». Были сделаны пробы, но в результате Проскурин работал на «Змеином источнике» вторым режиссером. Кстати говоря, снимавшаяся в «Ночлеге. Пятнице» известная актриса Нина Дробышева тоже рассматривалась как возможная исполнительница роли Тамары Георгиевны.

Среди кандидатов на роль Алексея значились: Ярослав Бойко, Константин Соловьев, Вячеслав Разбегаев.

В конце концов был практически утвержден Александр Домогаров. Актер очень хотел сниматься в картине, но помешала его занятость в театре – в то время Домогаров выпускал спектакль «Милый друг», где он играл Жоржа Дюруа, и потому его график занятости оказался неприемлемым для съемочной группы «Змеиного источника».

Роль следователя должен был играть Александр Феклистов. Он был заменен в последний момент в связи с тем, что не смог выехать на съемки в Серпухов – Феклистов в то время режиссировал телевизионный сериал по рассказам Чехова.
Ольга Сидорова хотела исполнять в «Змеином источнике» роль Дины. Поэтому она отказалась от предложенной роли Зиночки – о чем, поговаривают, до сих пор жалеет.

А Катя Вуличенко по первоначальному замыслу должна была сыграть роль Ленки-телеграфистки, которую убивают до начала фильма. Таким образом, все свое время на экране Вуличенко должна была пролежать в гробу на кладбище с зашитым ртом, а в конце эпизода рот должен был разорваться. В конце концов Вуличенко получила роль беременной Зиночки, а Ленку-телеграфистку изобразила Катина соученица по театральному лицею. Но так как юная актриса в то время сдавала выпускные экзамены, в гробу первые полдня ее заменяла статистка из Серпухова, необычайно на ее похожая. Также была изготовлена кукла утопленницы, наделенная портретным сходством и выныривавшая из реки с открытым ртом.

Из-за картавости, которой в то время страдала шестнадцатилетняя Катя Вуличенко, роль Зиночки была озвучена другой актрисой – Марией Порошиной, позднее снявшейся в другой картине Лебедева – «Поклонник». По иронии судьбы, в «Поклоннике» Порошина тоже говорит чужим голосом – ее озвучила Ирина Шмелева, сыгравшая когда-то главную роль в «Ночлеге. Пятнице».

В роли завуча, заменившего Тамару Георгиевну на посту директора школы, снялась драматург и киноредактор Лиана Королева, приведшая Лебедева в кино и работавшая (как правило, даже не попадая в титры) на всех его проектах, включая «Улицу Сезам». В титрах «Поклонника» авторы благодарят Лиану Королеву за помощь в создании фильма. В конце прошлого года Лианы Королевой не стало, и Николай Лебедев говорит, что это одна из самых больших утрат в его жизни.

Роль бессловесной матери Андрона сыграла Людмила Алехина, пробовавшаяся также и на роль Тамары Георгиевны.

Но самый неожиданный факт связан с главной героиней (поговаривают, что она во многом списана с жены Лебедева Ирины. Лебедев отмалчивается).

Дело в том, что эту роль должна была играть Ирина Лачина, в то время начинающая актриса (позднее она исполнила главную роль в сериале «Леди Бомж»)! Ирина Лачина прошла пробы, была благополучно утверждена, на нее были сшиты костюмы. Именно под Лачину подбирался актерский ансамбль фильма. Неожиданно возник конфликт, связанный с требованием актрисы уехать со съемок на пробы в другие картины, а также с ее нежеланием обнажиться топлесс в сцене ночного купания. Лебедев, который славится в актерской среде суровым нравом, заменил исполнительницу за два дня до начала съемок. Так Екатерина Гусева получила свою первую – главную! - роль в кино. Говорят, Лебедев в итоге остался доволен произведенной заменой.

А Ирина Лачина позднее озвучила роль главной героини в лебедевской «Звезде». В «Змеином источнике» вы можете видеть ее фотопробы на роль Дины в альбоме, который просматривают следователи в квартире Андрона во время обыска.
И еще интересные факты:

* Бюджет «Змеиного источника» - 269 тысяч долларов.

* Фильм был снят в Серпухове и его окрестностях (Пролетарский, Шарапова Охота) за 26 дней – один из самых рекордных сроков в истории российского кино!

* В образе Андрона на экране помимо Евгения Миронова предстают семеро исполнителей. В различных сценах «Змеиного источника» Миронова дублировали Екатерина Гусева и Ольга Остроумова, а также каскадер А. Кищук и несколько неизвестных дублеров.

* В кульминационной сцене зритель видит не только самого Миронова, но также Ольгу Остроумову и – самое неожиданное! – руки режиссера фильма Николая Лебедева. Это руки Лебедева стискивают горло Екатерины Гусевой на крупных планах и вздергиваются в смертельной агонии после удара колбой.

Второй раз крупным планом руки Лебедева появляются в сцене, когда маньяк-убийца рассматривает и рвет фотографии в доме Семена Семеновича.

(Примечательно, что в «Звезде» руки Лебедева тоже сыграли отдельную партию: это режиссерская рука сжимает немецкий кинжал, закалывающий разведчика Быкова на железнодорожной станции.)

* Кроме рук Лебедева, пытливый зритель может увидать в "Змеином источнике" и его самого - на фотографии в кабинете следователя, там Лебедев пьет на брудерашафт с Ленкой-телеграфисткой в день накануне ее гибели.

* Продюсер фильма Валерий Тодоровский, по словам Николая Лебедева, оказал неоценимую роль в создании картины. Он участвовал в выборе актеров (Екатерина Гусева была предложена именно им), приезжал на репетиции и просмотры материала со съемок собственной картины «Страна глухих», постановкой которой занимался в то время. Лебедев считает Валерия Тодоровского одним из самых лучших современных продюсеров и режиссеров. Образ и повадки Семена Семеновича навеяны одним из образов фильма Валерия Тодоровского «Любовь».

* Перед самым началом работы над «Змеиным источником» произошло знакомство Николая Лебедева и режиссера Алексея Балабанова, автора «Братьев» и «Войны». Первыми словами Балабанова были: «А, вот он, враг мой!» Дело в том, что оператор Сергей Астахов, с которым постоянно сотрудничает Балабанов, уехал на съемки «Источника», что вынудило Балабанова отодвинуть начало съемок его картины «Про уродов и людей». Несмотря на это, у Балабанова и Лебедева сложились теплые дружеские отношения. Балабанов должен был сняться в небольшой роли в фильме Лебедева «ExLife», но помешала произошедшая в этот момент трагедия с группой Сергея Бодрова.

* Тогдашний министр кинематографии Армен Медведев, посмотрев «Змеиный источник», произнес: «Сценарий был замечательный – а фильм еще лучше!». Позднее Армен Медведев первым поздравил Лебедева с получением Государственной премии за фильм «Звезда».

* Всплывающая из воды скрюченная рука утопленницы была изготовлена из латекса и потому до съемок хранилась в холодильнике режиссера, чтобы не испортиться. Приехавшая на площадку жена Лебедева Ирина решила произвести ревизию холодильника и наткнулась на посиневшую «конечность». После этого она заикалась несколько дней.

Самый первый кадр фильма снимался самым последним – это вид с реки на кремль Великого Новгорода.