Интервью с Павлом Санаевым

Накануне предстоящего события мы встретились с Павлом Санаевым  и, побеседовав с ним, получили интересное интервью и массу дельных советов.

... какой смысл сегодня учиться пять лет во ВГИКе...

если вы хотите научиться снимать кино, то... достаточно 3-4 курсов.  

А дальше бесконечно и постоянно учиться на практике.

 

 

Павел, вы талантливый писатель, сценарист и режиссер. Это доказано вашими работами. Ваши книги «Похороните меня за плинтусом», «Хроники раздолбая» нашли отклик в тысячах сердец, люди ждут выхода новых книг. Ваши фильмы такие как «Нулевой километр», «На игре» популярны среди молодежи, они узнаваемые и продолжают жить.  

Как у вас зародилось желание писать?

У меня не было и нет желания «писать лишь бы писать». У меня было  желание написать «Похороните меня за плинтусом», потому что эта книга медленно, в течение нескольких лет, прорастала внутри. Сначала я просто написал несколько смешных рассказов о своем детстве, которые стали потом первыми главами. Потом я писал во ВГИКе дипломный сценарий, и он стал костяком будущей книги – он дал выстроенный сюжет с финальным монологом и смертью бабушки в финале. Я понимал, что это сильный драматургический скелет, и если нарастить на него литературное мясо, то получится хорошая книга. Как можно не написать, если понимаешь, что получится хорошо? Вот я и написал.  Со вторым романом  «Хроники Раздолбая» точно такая же история, только прорастает он гораздо больше – от первых заметок в блокноте, сделанных в начале девяностых, через пятьсот черновых страниц, написанный в конце девяностых, и первой книге дилогии, вышедшей в 2012. Я неправильный писатель. Мне не нравится и не хочется этим заниматься и пишу я «по принуждению собственного замысла», если вы меня понимаете. Роман живет сам по себе и требует, чтобы я его написал. А я мечтаю поскорее с ним разделаться, освободиться и заняться тем, что мне нравится – кино.

Как открылось желание стать кинематографистом?

В 2000 году я по примеру своего товарища Саши Марягина (ныне основателя и совладельца компании Синелаб) попробовал снять короткометражку. Тогда только появился компьютерный монтаж,  и это дало возможность сделать фильм буквально на коленке – бери камеру, компьютер и снимай кино. Короткометражка получилась, мягко говоря, не очень, но процесс мне понравился. Потом я снял еще три короткорметражки,  и они получались лучше и лучше. Тридцатиминутный «Каунасский блюз» с  Донатасом Банионисом, снятый в Литве за восемь тысяч долларов при помощи двух братьев литовцев, снимавших свадьбы, удостоился премьеры в центральном кинотеатре Вильнюса и премьеры по первому каналу Литовского ТВ. Этот фильм уже можно было назвать почти профессиональной работой , сделанной на уровне среднестатистического телемувика.  И конечно, выдающаяся игра Донатаса Баниониса и еще двух великих литовских артистов Альгиса Масюлиса и Любаса Лауцявичуса  привлекли к нему внимание – без них фильма просто бы не было. А дальше я понял, что мне очень нравится этим заниматься и обстоятельства сложили так, что я снял подряд три полнометражных фильма – «Последний уик-энд», «Нулевой километр» и «На игре». А потом снова сделал перерыв на литературу. Но по съемкам скучаю все время. В прошлом году спродюсировал малобюджетную комедию «Полное превращение», был счастлив опять окунуться в кинопроцесс.

28 числа в нашей киношколе состоится ваш мастер-класс «Практический взгляд на сценарий» наши студенты с нетерпением ждут этой встречи. Что ждать от вашего мастер-класса?

Я буду делиться опытом – практическим сценарным с учетом реалий нашего кинорынка. Потому что часто приходится читать сценарии, которые неплохо написаны, но не имеют никаких шансов на запуск, а стало быть, оставляют сценариста без шансов на гонорар.

Дайте, пожалуйста, пару советов нашим студентам

Если хотите снимать кино – берите камеру, компьютер, зовите знакомых молодых актеров и снимайте. Ждать каких-то «особых условий», ждать, что кто-то вас «заметит» и профинансирует за талант в глазах – пустая затея. И, конечно, нужны базовые теоретические знания. На подобных курсах их вполне можно получить, так что я вообще не понимаю, какой смысл сегодня учиться пять лет во ВГИКе на кинорежиссера. Если вам нужно общее высшее образование и корочка, то – да. А если вы хотите научиться снимать кино, то для теоретической подготовки достаточно 3-4 курсов, которые можно пройти за полгода. А дальше бесконечно и постоянно учиться на практике.

Пожелание киношколе

Увеличить количество интересных программ, ввести практические занятия и стать российской киношколой номер 1. Вам это по плечу, это видно.

Павел благодарим вас за интервью. Желаем вам дальнейших успехов и до встречи на вашем курсе.

 

Киношкола А.Митты http://mitta.ru/

Беседовала Ирина Платонова