Режиссерская мастерская: «На игле»

В 1993 году на полках книжных магазинов появился первый роман Ирвина Уэлша «На игле» — трагическая и эмоциональная история, во многом вдохновленная личным опытом автора. Экстремальная проза стала бестселлером, и среди её поклонников оказались продюсер Эндрю МакДональд, режиссер Дэнни Бойл и сценарист Джон Ходж. Они завершали работу над своим дебютным камерным триллером «Неглубокая могила» и находились в поиске нового проекта. Уэлш решил довериться начинающим кинематографистам — они предлагали снимать не арт-хаус и не социальное кино, а энергичную и зрелищную картину для максимально широкой аудитории.

Первый драфт сценария был написан Ходжем за несколько месяцев к концу 1994 года. В дальнейшем текст неоднократно переделывался, а подходящий финал истории был придуман на съемочной площадке.

Главные сложности с адаптацией были следующие. Первый момент — большое количество героев, каждый из которых ведет повествование от своего лица. Авторы решили оставить в сценарии лишь то, что непосредственно связано с сюжетной линией Марка Рентона. Его же сделали единственным рассказчиком, сохранив строго субъективное видение и добавив в фильм закадровый голос.

Вторая сложность — объем. Из 300-страничного романа кинематографисты хотели сделать динамичную картину не более полутора часов. Из книги выделили несколько эпизодов. Вполне традиционная композиция усложнена периодическими флешбеками. Собственно, открывается повествование эпизодом из середины повествования. Кроме того, начало и конец закольцованы монологом рассказчика.

По словам Дэнни Бойла, главный риск при создании «На игле» заключался в кастинге, поскольку позволить себе звезд авторы не могли. История требовала несколько молодых актеров, колоритных и харизматичных. На главную роль изначально был лишь один кандидат — 24-летний Юэн МакГрегор, только что сыгравший первую крупную роль в «Неглубокой могиле». По замыслу Бойла, ему предстояло перевоплотиться наполовину в Малкольма МакДауэлла из «Заводного апельсина», наполовину в Майкла Кейна из хита 60-х «Элфи».

Действие в романе разворачивается в Эдинбурге, но большая часть съемок по финансовым причинам проходила в Глазго в мае-июне 1995 года. На столицу Шотландии, а также на Лондон пришлось лишь несколько сцен. На натуре происходило лишь 30% действия. Большая же часть снималась в интерьерах, созданных на заброшенной сигаретной фабрике в Глазго площадью в 4500 квадратных метров. Всего художники оформили там 30 помещений в минималистичном стиле. Подход позволил не только сэкономить деньги, но и создать гнетущую атмосферу от схожих интерьеров. Группа провела на фабрике три из семи недель съемок.

Полуразрушенное состояние помещений только помогало авторам. Это касается сквота, где обвалившиеся стены служат удачной метафорой опустошенного внутреннего мира героев. При оформлении пространства Бойл хотел выдержать баланс между гротеском и реальностью. Поэтому в качестве референсов использовались жилые кварталы Глазго и фотографии из реальных сквотов и жилищ.