Режиссерская мастерская: профессия «фоли-артист»

В кино зритель слышит звуки намного отчетливее, чем в реальной жизни: для звукового оформления фильма важны синхронные шумы — шаги, стуки, скрипы и шелесты. Сейчас для акустического оформления используются компьютерные эффекты и уже записанные звуки из библиотек, однако все еще актуальной остается такая профессия, как шумовик (шумооформитель, синхронный оформитель или фоли-артист). Именно эти люди записывают звуки окружения для кино.

Старый мангал в роли лимузина, связка цепей изображает рыцарскую амуницию, а шумовка превращается в меч. Рассказываем и показываем, как работают мастера озвучивания, создающие акустическую атмосферу блокбастеров

Термин фоли-артист произошел от фамилии Джека Донована Фоли. Сначала он создавал шумы для прямых эфиров на радио, но в 1914 году пришел на студию Universal и начал работать в кино на раннем этапе его развития.

Современные фоли-артисты сосредоточены на трех ключевых областях: шаги, движения, специфический реквизит. Чтобы имитировать звук шагов, фоли-артисты используют различные типы обуви и разнообразные поверхности в студии. Также важны звуки, связанные с костюмами и реквизитом — лязг доспехов, шуршание джинсов, когда персонаж ерзает в кресле или перекладывает ногу на ногу, звуки холодного оружия.

Иногда работа фоли-артистов получается слишком хорошо — и тогда происходит «кокосовый эффект». Этот несерьезный термин появился потому, что вместо топота копыт в кино очень часто используется звук удара двух кокосов друг об друга. Этот звук воспринимается реалистичнее, чем настоящий топот копыт — именно из-за его распространенности в кино.