Как создавался отечественный блокбастер - фильм Экипаж

НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ, РЕЖИССЕР АЛЕКСАНДР МИТТА: "НА СЪЕМКАХ ИНТИМНЫХ СЦЕН В ФИЛЬМЕ "ЭКИПАЖ" АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВА РАЗДЕЛАСЬ БЕЗ ОСОБЫХ РАЗДУМИЙ, А ВОТ ЛЕНЯ ФИЛАТОВ СНИМАТЬ БРЮКИ ОТКАЗАЛСЯ НАОТРЕЗ..."

Автор первого советского фильма катастроф рассказал "ФАКТАМ", как создавался отечественный блокбастер

Фильмы Александра Митты знает и любит не одно поколение зрителей: "Друг мой, Колька", "Звонят, откройте дверь", "Гори-гори, моя звезда", "Сказка странствий", "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" с Владимиром Высоцким и Алексеем Петренко в главных ролях. Картина режиссера "Затерянный в Сибири" выдвигалась на кинопремию "Оскар", а "Экипаж" стал первым советским фильмом катастроф!

"Дважды в год Вася Шукшин обязательно напивался и шел бить... милицию"

И вот легенда советского кино, режиссер Александр Митта в Киеве! В столичном Доме кино он давал мастер-классы начинающим режиссерам и сценаристам. Целую неделю 73-летний мэтр ежедневно вел занятия с 17.00 до 23.00. А утром, просыпаясь не позже 8.00, готовился к лекциям и практическим занятиям: отбирал иллюстративный материал, продумывал задания для слушателей, которые прибыли из разных городов Украины - Одессы, Севастополя, Харькова, а кто-то вообще из других государств СНГ - Узбекистана, Азербайджана...

Остановился Александр Наумович в съемной квартире. Трапезничал в ресторанчике поблизости, заказывал обычно вареники с черникой и деруны со сметаной.

Последний раз Александр Митта был в Киеве лет семь назад.

- Киев практически не изменился, - улыбается режиссер Александр Митта. - Люди у вас, как и в прежние времена, приветливее, чем в Москве. Таксисты, покупатели и продавцы в магазинах, прохожие на улице... Не говоря уже о моих "курсантах" (смеется).

- Ваши курсы стоят немалых денег - 300 долларов, но попасть на них, говорят, не так еще и просто... Учиться у самого Митты - это звучит гордо! А вы ведь тоже учились у легендарных режиссеров - Александра Довженко, Михаила Ромма...

- Да, у меня в этом плане биография завидная. Начинал я во ВГИКе (Всесоюзный государственный институт кинематографии. - Авт.) у Александра Довженко. Курс был у нас "сумасшедший": Лариса Шепитько, Отар Иоселиани, Витя Туров... Люди, которые спустя годы стали славой советского кино. Потом, когда перешел к Ромму, моими однокурсниками стали Тарковский, Шукшин. Тоже неплохая команда... Помню, как Довженко внушал нам, первокурсникам: "Делать что-то посредственное в кино не имеет смысла! Никакого!" Он ставил высокую планку. И, нужно сказать, выгонял очень много народу... Мне же повезло. Я проучился у него первый семестр первого курса. И сразу перешел на второй курс к Ромму. Довженко мне тогда сказал: "Чего тебе сидеть с детьми? Иди быстрее кончай учиться - и снимай!" У меня ведь, к слову сказать, за плечами было архитектурное образование.

- "Восемь лауреатов в одной постели", - говорили о Ромме и его жене Елене Кузнецовой. У него пять Сталинских премий, у нее - три...

- Именно так. Но Михаил Ильич к своим регалиям относился очень спокойно. У него имелся пиджак - он называл его "лауреатский", на котором были все эти награды. Надевал его крайне редко - только когда Шукшина нужно было "вызволять" из милиции. Василий раз или два в год непременно напивался и шел бить... милицию. Тут же попадал в отделение. И Ромм ходил его выручать...

- Вам приходилось пробовать легендарное сациви вашего Учителя?

- И сациви, и борщ! У Ромма ведь преподавание было круглосуточное. После занятий во ВГИКе мы собирались у него дома за столом. Сидели, обсуждали сценарии. Когда не было денег, занимали у него. Естественно, никто никогда не отдавал. Он был нам как отец, а мы - его дети.

"Во время съемок "Экипажа" мы сожгли что-то около 20 самолетов"

- Ваш фильм "Экипаж" - первый советский блокбастер. Читала, в прокате он собрал 90 миллионов зрителей и был продан в 92 страны мира! Невероятный успех... Во сколько же обошлась эта картина?

- Думаю, этого вам никто не скажет - не считали! "Аэрофлоту" и Министерству гражданской авиации понравилась идея фильма, поэтому они пустили меня на свои заводы, аэродромы, бесплатно предоставили самолеты, помогали строить макеты-декорации... Что тут было считать? Мне дают самолет - делай с ним, что хочешь. Сколько это стоит? Миллионы, наверное... А нам даже в копейку не обходилось! Я объезжал кладбища списанной техники, сжигал самолеты, устраивая пожары...

- И сколько самолетов сожгли, чтобы снять фильм?

- Мно-о-ого! Что-то больше двадцати... Никогда не забуду, как взрывали знаменитый Ту-114. На околовзлетной полосе, которую в это время ремонтировали, затеяли строить декорацию. Приготовили шесть тонн горючего. Планировали: съемка будет супер! Все взлетит в воздух, а на этом фоне три десятка каскадеров будут выделывать та-а-кие трюки... Но строительство декораций задержалось. А летчики - люди четкие. Приходят и говорят: "Вот, распишитесь, что с завтрашнего дня здесь не будет ни одной вашей декорации. Нарушите - тюрьма, от трех до четырех лет"... - "Что? Почему?" - "Потому что полосу снимаем с ремонта! Могут пострадать люди..." - "Но у меня же декорации!" - "Нет, все кончено. Были сроки - вы их не выдержали".

- И что вы?

- Что я? Я - к министру гражданской авиации, умоляю его, чтобы дал доснять хотя бы недели три... Он собирает генералов, те говорят: пять дней! Нам дали еще пять дней! Ну мы, конечно, рады стараться и, чтобы утром начать без промедления съемку взрыва, с вечера заливаем горючее. А на рассвете - задолго до нашего прибытия - самолет... вспыхнул! Все декорации, к чертовой матери, сгорели. И снова пришлось начинать все с нуля.

- Опасные съемки были...

- Да. Огонь вокруг тебя пылает, а ты снимаешь. Артисты снимаются. Никакой страховки, ни одной "скорой помощи" рядом. Тогда я не понимал, наверное, этой опасности совершенно. А ведь в самом деле могло всякое случиться. Знаете, что самое поразительное? Снимая первый в Союзе фильм катастроф, я понятия не имел об этом жанре. Зарубежные блокбастеры у нас тогда не показывали, и практически все я делал вслепую.

"Особенно пенсионеров возмутила эротическая сцена - они завалили Госкино письмами протестов"

- Правда, что именно в "Экипаже" была показана первая советская эротика?

- Это так. Мы снимали действительно та-кие откровенные любовные сцены! К сожалению, их почти все выбросили, остались "объедки". Но для зрителей даже они стали сенсацией. Особенно для людей старшего поколения, для которых секс был что-то такое, что делается в темноте и в рубашках. Увидеть же на экране людей, которые откровенно любят друг друга, - это было шокирующе! Госкино завалили письмами протестов! Особенно возмущались пенсионеры - письма слали мешками...

- А что артисты, снимавшиеся в интимной сцене, - Леонид Филатов и Александра Яковлева? Слышала, Филатов категорически отказывался снимать брюки...

- В жизни Леня был абсолютной противоположностью своему герою: скромный, серьезный... А Яковлева разделась без особых раздумий. Я предлагал ей дублершу. Она не захотела: "Не хочу, чтобы кто-то играл мое тело - я сама его сыграю".

- Хорошая актриса. Мне она особенно нравится в "Чародеях", где сыграла с Абдуловым, Светиным, Гафтом, Фарадой... А ведь фактически это вы ее открыли...

- Не фактически, а ПРОСТО открыл! Это была ее первая роль. Причем открыл случайно. Шел по коридору "Мосфильма", она стояла в углу и плакала, как ребенок, навзрыд. "Чего ты плачешь?" - спрашиваю. "Эти идиоты, они идиоты... - всхлипывает. - Они не утвердили меня". Я и говорю ей: "А ну пошли к нам, мы утвердим!" А Леня Филатов до "Экипажа" в небольших ролях снимался. В "Экипаже" у него была первая большая роль.

- Это вы придумали название фильму?

- Вначале было название "Запас прочности", но прокатчики решили, что оно не годится...

- И вы объявили в съемочной группе конкурс на лучшее название, пообещав его победителю 100 долларов?..

- Нет, какие сто долларов? Это ведь был конец 70-х. Тогда за доллары можно было в тюрьму загреметь!

- А директор фильма Борис Криштула в одном интервью рассказывал...

- Ну, директор... Директор у меня - обалдуй! Он хороший парень, и даже очень. Но какой он директор, я вам расскажу. "Аэрофлот" дал нам возможность поснимать в Италии. Всего три дня! И вот Италия, Рим. А у Бориса друзей! Даже в Риме оказалось полным полно. Когда итальянцы работали в Москве, он с ними познакомился. Одним словом, прилетели мы в Рим. Криштула соскочил с трапа. И... исчез. На все три дня. А мне ведь надо организовать съемки! Я звоню в посольство, прошу транспорт, нужно грузить аппаратуру... В общем, чудом что-то поснимали.

За два часа до вылета в Москву появляется. "Боря, - говорю, - блин, ты мерзавец, негодяй: ты сорвал мне съемки!" Знаете, что он отвечает? "Как сорвал? Ты что, ничего не снял?" - "Я все снял!" - "Значит, я все организовал!" Но парень хороший...

"За всю жизнь я не смотрел ни одного сериала!"

- Кроме эротических сцен, цензура много эпизодов вырезала?

- По задумке капитан авиалайнера, которого играл Георгий Жженов, должен был умереть от сердечного приступа - от всех этих переживаний. Это был бы очень сильный финал! Мы его даже уже отсняли. Но... начальство потребовало вырезать. "Нет, - говорят, - нельзя, потому что перед этим показали какую-то картину Брежневу, где старик помирал. А он говорит: "Чего вы мне все показываете, как старики умирают? На что намекаете?" Жалею, что не настоял на том финале.

- А правда, что с вашей картиной чиновники объездили полмира, а вы считались невыездным? Почему?

- По кочану! В семье врагов народа родился потому что, родители были расстреляны...

- Но ведь уже были 80-е годы? Неужели?..

- Я ведь что думал, то и говорил. Не очень-то следил за сказанным. А вокруг были "друзья", которые доносили... Я бывал за рубежом, но в неофициальных поездках...

- Сколько вам заплатили за съемки "Экипажа"?

- Мне заплатили немереное количество денег (улыбается) - втрое больше обычного гонорара. На это дело я купил "Москвич"... Он у меня простоял четыре года, и я продал его, практически ни разу не сев за руль.

- Зачем же покупали?

- Тогда я не знал, что не люблю водить машину (смеется). А потом понял, что мне это не нравится совсем.

- Так что же вы до сих пор ходите пешком? Такой человек - и без машины?!.

- Ну на такси у меня хватает денег! (Улыбается.)

- Вы первооткрыватель и в плане отечественных сериалов. Ваш сериал "Граница. Таежный роман" получил четыре "Тэффи"!

- И одобрение супруги, что немаловажно (шутит). Она у меня любитель сериалов. А я в этом плане очень странный режиссер. Не поверите: за всю жизнь ни одного сериала не смотрел!

- Что значит премия "Тэффи" в денежном эквиваленте?

- ...Ноль!

- Как это?

- Дают тебе бронзовую байду. Ну и почет, конечно... Условный.

- Я думала, режиссер такого популярного сериала - богатый человек...

- Не-ет, наоборот... У меня нищенский договор. Собственник сериала - канал. Он продает сериал другим каналам, на DVD. Я же ни копейки не имею...