Глоссарий Сценариста Сериала
Глоссарий Сценариста Сериала,
Нил Ландау (Киношкола Митты)
Задачей российского кинематографа является создание профессиональной Киносреды – людей, говорящих на одном языке и понимающих друг друга с полуслова. Наша Киношкола провела множество курсов с известными голливудскими тренерами и сценаристами. Мы решили поделиться с Вами Глоссарием сценарных терминов Нила Ландау для производства телесериалов.
Антагонист — главный «отрицательный» герой, противостоящий главному «положительному» герою, протагонисту.
Арка героя — процесс внутреннего изменения, развития героя на протяжении истории.
Аутлайн — «рыба», основа сценария, его краткое содержание; может включать детальную иерархию персонажей с обозначением взаимосвязей между ними или последовательность событий. Может быть дополнен деталями и даже частью диалогов.
Букэнд — закольцовка тизера и эпилога.
Вертикальный сериал — многосерийный фильм, каждая серия которого является законченной историей. Как правило, в современном вертикальном сериале есть сюжет сквозной.
Горизонтальный сериал — многосерийный фильм, каждая серия которого продолжает сюжет предыдущей.
Драмеди — синтетический жанр, содержащий в себе черты комедии и драмы. Его можно определить как комедию, которая внезапно становится серьезной, но затем снова возвращается к комическому жанру.
Драфт / Черновик / Набросок — один из черновых вариантов сценария.
Заявка / Сценарная заявка / Питч — суть сценария, его краткое (одна-две страницы) содержание, дающее представление о сюжете, конфликте, характерах основных героев, жанре и так далее.
Клиффхэнгер — художественный прием в создании сюжетной линии, в ходе которой герой сталкивается со сложной дилеммой или последствиями своих или чужих поступков.
«Крючок» — сюжетный поворот, призванный заставить зрителя продолжать следить за действием; в сериалах, как правило, помещается в конце эпизода.
Линейное повествование — способ композиционной организации повествования, подразумевающий последовательное развитие действия.
Логлайн — краткий, но информативный пересказ сюжета; умещается в одно-два предложения или в двадцать – двадцать пять слов; сообщает информацию о главном герое, его цели, конфликте и антагонисте.
Мыльная опера — долгоиграющий горизонтальный сериал в жанре мелодрамы.
Пилотная серия / «Пилот» — самая первая серия (иногда нулевая), обычно она идет больше, чем остальные серии в сериале, делается для того, чтобы заманить зрителей на просмотр сериала и дать им представление о нем.
Питч — личная встреча с продюсером, для того чтобы рассказать о своем сценарии и убедить приобрести его. Как правило, продолжается менее пяти минут.
Поэпизодник / Тритмент — запись сюжета на нескольких страницах, предназначенная для того, чтобы заинтересовать возможных покупателей сценария.
Протагонист — главный герой, как правило, «положительный». Должен сразиться с антагонистом и победить его.
Раннеры — сюжеты C и D, менее значительные, чем А и В.
Саспенс — напряженное ожидание. Эмоция зрителя, возникающая во время ожидания события, которое должно произойти с героем.
Сеттинг — мир, в котором происходит история. Определяет место и время действия, его продолжительность, окружение героев и фантастические допущения, если они присутствуют.
Синопсис — краткое изложение сюжета сценария, от одной до трех страниц текста.
Ситком (ситуационная комедия) — вертикальный комедийный сериал. Традиционный ситком длится около двадцати пяти минут, снимается в ограниченном наборе декораций и построен на ситуационном юморе.
Сквинтерны — второстепенные персонажи.
Сквозной сюжет — общий сюжет вертикального сериала, развивающийся посезонно. Может пересекаться с сюжетами эпизодов. Как правило, основан на трудноразрешимой проблеме главного героя.
Спойлер —информация, раскрывающая сюжетные подробности произведения, после чего дальнейшее знакомство с произведением становится бессмысленным и скучным.
Твист / Перевертыш / Неожиданная развязка — разновидность перипетии, выявляющая ложность ранее полученной зрителем информации.
Тизер — короткий эпизод в начале серии, по сути, является рекламным роликом, провоцирующим зрительский интерес к серии.
Точка невозврата / Центральный поворот — момент повествования, после которого главный герой не может действовать прежним образом и вынужден меняться.
Трехактная структура — классическая структура драматургического произведения, подразумевающая его деление на три акта, зачастую обозначаемых как завязка, развитие и развязка.
Тэг — эпилог, короткий акт в конце серии, следующий после кульминации.
Флэшбэк — композиционный прием, нарушающий хронологию повествования и подразумевающий ретроспекцию, сюжетный взгляд в прошлое.
Флэшфорвард — прием, аналогичный флэшбэку, только подразумевающий обращение не к прошлому, а к будущему.
Франшиза — центральная концепция сериала, главная отличительная черта, изюминка сериала.
«Холодное начало» — комедийные тизеры, завершающиеся кульминационной шуткой или хохмой.
Экшн — жанр, в котором конфликты разрешаются через физические действия. В чистом виде данное понятие, как правило, не употребляется, поскольку экшн-фильмы делятся на поджанры — боевик и приключенческий фильм.