Профессия: Оператор
Долги, учеба на инженера, в которой он не видел смысла, работа, которая не позволяла творить, и мечта, которая на тот момент казалась абсолютно недосягаемой, – Дима хотел работать оператором в киноиндустрии.
Как стать оператором?
Я начал действовать: подходил к ребятам, которые что-то снимали на улицах города, знакомился, предлагал свои услуги бесплатного разнорабочего, находил в соцсетях группы студентов-кинематографистов и предлагал им свою помощь. Искал любую возможность оказаться по другую сторону камеры, дело дошло до того, что я взялся за съемку свадеб, точнее нашел человека, занимающегося съемкой свадеб, и сначала работал у него монтажером, а потом ассистентом.
Впервые оказавшись на съемочной площадке, я развешивал гирлянды, носил чай, выполнял различные мелкие работы, но, главное – активно заводил новые знакомства. Ребята снимали дипломную работу. Потом мне уже доверили перетаскивание кофров, рельсов и штативов для камеры.
Первые проекты
Я работал механиком камеры на мистическом сериале «Твой мир» для канала ТВ-3. И, как часто бывает, в пылу новой и увлекательной работы не обращал особого внимания на то, что мы снимали. В итоге сериал мне совершенно не понравился.
Затем были съемки криминального телефильма с рабочим названием «Кружева». Материал в итоге ушел на полки «Мосфильма», и я даже не уверен, смонтирован ли он. Зато я успел не только поснимать фильм в составе группы, но и сняться в одной из эпизодических ролей: когда на место убийства приезжает машина телерепортеров, меня можно увидеть ловко выскакивающим с телекамерой из салона.
Фоуксы-покусы
Постепенно я научился переводить фокус на камере и все чаще стал работать первым помощником оператора, фокус-пулером (или просто фокусником, как его называют обычно на площадке). Спустя полтора года совмещения работы фокус-пулера и механика камеры понял, что набрался достаточно опыта для того, чтобы начать снимать самому (это обязанность так называемого camera-man, оператора).
Операторская группа
Помимо механика камеры, фокус-пулера и оператора в состав стандартной операторской группы входят еще несколько человек. Среди них главный – это оператор-постановщик. Он сидит за экранами или за экраном (это зависит от числа задействованных в съемке камер), на которых транслируется съемочный процесс, и контролирует этот самый процесс. Он следит за композицией, освещением, расстановкой предметов и актеров в кадре.
Вдобавок к этому обычно оператор-постановщик занимается еще и хозяйственными вопросами (заказывает аренду камер, следит за работой механиков камеры и т.д.). В идеале же хозяйственной частью съемок занимается второй оператор или технический помощник оператора-постановщика (еще один член операторской группы), но это редкость.
Существует также художник по свету, но лично для меня это персонаж мифический, ни на одном из проектов я его не встречал. Если он все же присутствует, то это позволяет оператору-постановщику полностью погрузиться в творческий процесс.
Дольщики
От количества задействованных на проекте камер зависит не только количество экранов, которые контролирует оператор-постановщик, но и количество дольщиков – людей которые перетаскивают телегу с камерой (доли – отсюда, собственно, и название их специальности) по рельсам на площадке.
Париж и Жуков
Для серьезных, крупных кинопроектов принято использовать одну камеру со сменной оптикой. Мне довелось поработать механиком такой камеры на проекте «Топ-модель по-русски», съемки проходили в Париже. Целый месяц мы с группой прожили в прекрасном городе, съемки проходили в разных местах: побывали в таких популярных туристических местах, как Диснейленд, и в неизвестных закоулках Парижа, в которые вряд ли забредают туристы.
Я участвовал в съемках телесериала «Жуков» и для одной из сцен на ночь был полностью перекрыт Большой Москворецкий мост (тот, который идет от Васильевского спуска). Снимать нужно было быстро, так как перекрытие моста утром вызвало бы огромные заторы в центре.
Для портфолио
Я работаю на кратковременных недорогих проектах, это необходимые шаги по пути на большие проекты, одна из составляющих портфолио оператора. Для портфолио важно количество и качество: в скольких проектах ты был задействован (отработка техники съемки) и в каких проектах ты участвовал (возможность перенять опыт у профессионалов).
«Каникулы в Мексике. Жизнь после шоу»
Пришел работать механиком камеры. Съемки производились на один фотоаппарат Canon Mark II. Снимали их повседневную жизнь после участия в проекте – то, как она изменилась. Ездили в города, в которых они живут: Красноярск, Нижний Новгород, Питер.
В какой-то момент для большей репортажности съемки было принято решение подключить еще одну камеру и оператором за ней встал я. Жанр съемки можно было определить как «сериалити» – нечто среднее между постановочной съемкой и документальной. Помимо жизни героев мы, например, брали интервью у таких интересных людей, как редактор журнала Rolling Stones. Самое главное, что снятый мною материал активно использовался при монтаже и был включен в окончательную версию.
Альтернатива учебе
До того как попасть на площадку, я планировал поступать во ВГИК и именно из-за этого ушел с 4-го курса своего университета, но в итоге работа захватила меня настолько, что мысль об обучении ушла на второй план.
Конечно, наличие диплома и полезных знакомств, которыми обрастаешь за время учебы, помогают проделать не такой длинный путь, который прошел я, но в конечном итоге гораздо важнее теории даже самые мелкие, но усвоенные именно на практике детали работы.
Как все на самом деле
Вначале я медленно и упорно шел к своей мечте – работе кинооператором. На сегодняшний день ежедневными стараниями добился того, что меня приглашают на много проектов и теперь я могу выбирать из них те, которые особенно мне интересны, а это уже совершенно другой уровень осуществления моей мечты.
Как попасть на съемочную площадку?
Попасть на площадку несложно. Начать можно, например, съемок в массовке. В перерывах между съемками вполне реально пообщаться с членами съемочной группы.
Обучение на кинооператора в Москве:
Киношкола режиссера А. Митты
Киношкола проводит множество курсов разной продолжительности и направленности.
Москва, Каретный Ряд, 5/10, Библиотека Эйзенштейна (угол Садового кольца), левая стеклянная дверь. Станция метро «Маяковская», «Чеховская». Тел. +7 (916) 246-40-40, Геннадий Иванов.
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.