Киноликбез: Рисующий свет.

 Александр Носовский

Правила света


портрет

 

Рисунок света

Прежде чем приступить к съемке портрета, нужно решить, как будет освещено лицо портретируемого и каким должен быть первый шаг в этом направлении.

Совершенно очевидно, что начинать этот поиск лучше с направления рисунка света.

Что такое вообще рисунок света?


Рисунок света
может быть от солнца - жесткий с глубокими тенями, от пасмурного неба - мягкий и обволакивающий, от окна - мягкий, но с глубокими тенями, от электрической лампочки – жесткий и не всегда приятный, от профессионального осветительного прибора, которым можно создавать любую степень мягкости или жесткости и т.д. Источником рисующего света может быть все что угодно из мира окружающего нас освещения: свеча в церкви, мобильный телефон, фары автомобиля, праздничный фейерверк и тд., но чаще всего это, конечно, павильонный, студийный свет, которым можно быстро и легко создать нужный рисунок света и его любой эффект. От того, с какого направления прибор светит на лицо, зависит как мы это лицо воспринимаем. Рисунком света можно сделать человека обаятельным или наоборот злым, можно сделать его загадочным или плоским и невзрачным. Эти манипуляции могут продолжаться бесконечно. Рисунок света может изменить человека до неузнаваемости и это его качество используется как сильное художественное средство. В зависимости от личных особенностей лица снимаемого человека, рисующий свет справа или слева, снизу или сверху создаст абсолютно разный характер портрета. Направление главного, рисующего, источника света может быть откуда угодно, главное правильно оценит индивидуальные особенности портретируемого и понимать стилевую задачу, понимать цель освещения в каждом конкретном случае съемки. Потому что свет в свадебной фотографии или семейном портрете это совсем не то, что может быть в выставочной работе или документальном портрете или в портрете для художественного кино.

Например, нижнее освещение хорошо подходит детям и очень редко молодым девушкам.

Лобовой свет хорош для съемки портретов зрелых женщин, поскольку он хорошо убирает ненужную в этом случае фактуру кожи, но в большинстве случаев опасен своими способностями убивать объем.

А боковой свет хорошо при съемке мужских портретов.

Контровой рисунок, свет летнего солнечного вечера подходит всем и придает фотографической картинке романтический флер.

У каждого направления света масса своих секретов и возможностей.

Нет готовых правил и инструкций как поставить рисунок света на лицо, потому что все лица разные и очень разные те места, где портрет снимается. По этому органичный, оптимальный рисующий свет для конкретного человека и для конкретной съемки нужно искать и для этого в теории освещения есть пошаговая система поиска. Ее нужно хорошо изучить, прежде чем выйти на съемочную площадку.

Процесс поиска направления рисунка света это процесс бесконечный и для настоящего художника, источник настоящего творчества. Рассказывать об этом можно много, но лучше всего это пробовать делать на практике и набирать личный опыт!

Кроме рисующего света, есть еще свет заполняющий, моделирующий, фоновый, эффектный внутрикадровый свет и эти элементы художественного освещения являются неотъемлемой частью создания портретного освещения, но об этом отдельный большой разговор.

Александр Носовский кинооператор, фотограф,

член Союза Кинематографистов России,

член европейской ассоциации кинооператоров IMAGO 

kinolikbez-article2.jpg

kinolikbez-article3.jpg

рисующий свет справа

рисующий свет слева

kinolikbez-article2.jpg

kinolikbez-article3.jpg

рисующий свет снизу

верхний рисующий свет

ЮЛИЯ РУТБЕРГ

пробы света для телевизионного фильма  ИГРА В БРИДЖ 2009г

 

© Александр Носовский

Семинар А. Носовского КИНОЛИКБЕЗ

Семинар А.Носовского "Практическая теория света"