РЕЖИССЕР и СЦЕНАРИЙ

Проставьте, на столе лежит готовый сценарий. Писали ли Вы его сами или получили готовый. Нужно начинать работу. Вопрос: «С чего же начать?». С таким вопросом сталкиваются все, кто делает первые шаги в кинопроизводстве. Не столь важно, каким бюджетом Вы располагаете, хотя, конечно, это имеет значение, или какие актеры будут играть в вашем фильме и какое оборудование в Вашем распоряжении.

Намного важнее, что, как, почему и в какие сроки вы хотите снять. Чтобы получить ответы на эти вопросы, вновь придется вернуться к уже поставленному выше «С ЧЕГО НАЧАТЬ?».

За время занятий Вы пошагово пройдете все основные этапы работы режиссера со сценарием. На примере фрагмента готового сценария Вы научитесь отвечать на все поставленные вопросы максимально рационально, быстро и, в то же время, творчески.

Каждый из слушателей курса получит для работы свой фрагмент сценария вместе с кратким синопсисом фильма, состоящий из одной или нескольких сцен и секвенций. Хронометраж фрагмента 3-5 минут.

На он-лайн занятиях преподаватель будет разбирать отдельный фрагмент, знакомя Вас с основными приемами режиссерской работы со сценарием. Делая аналогичный разбор на своем примере, Вы получите основные навыки режиссерской подготовки на своих примерах. Примеры наиболее удачных работ, так же, как и примеры наиболее характерных ошибок, будут разбираться преподавателем во время занятий.

1. Работа начинается с анализа фрагмента сценария с помощью цветового маркирования и деления секвенций сцен на сцены с последующей разбивкой на драматургические блоки. Для каждой сцены определяются тема, идея, сверхзадача и сквозное действие, исходя из общего содержания будущего фильма и отношений персонажей. Для каждого блока определяется своя задача, основное действие и пайвотинг (PIVOTING). Содержание сценария анализируется на предмет конфигурации пространства локаций и интерьеров в которых будут строится мизансцены, эмоциональной тональности сцены, стиля работы камеры и приемов съемки, а также целей и задач, стоящих перед каждым персонажем в каждом драматургическом блоке. Первый этап работы завершается подготовкой двух рабочих документов:

a. Режиссерской экспликации, суммирующей результаты анализа сценария и

b. Страницами сценария, разбитыми на драматургические блоки (BLOCKING).

Режиссерская экспликация потребуется для дальнейшей работы самого режиссера, станет руководством к действию для оператора, художника постановщика, звукорежиссера и композитора и, на постпродакшене, поможет режиссеру монтажа. BLOCKING БУДЕТ путеводной нитью при построении блокинг-диаграммы.

2. Экспликация написана. Теперь можно переходить к построению блокинг-диаграммы, которая выполняется на основе FLOOR-PLAN’а (вида сверху). Блокинг-диаграмма строится либо с учетом уже имеющейся локации (натура или интерьер), либо конфигурацию пространства задает сам режиссер. Режиссер строит геометрию площадки исходя из драматургических задач, которые он перед собой ставит и которые он должен отразить в максимально выразительном рисунке мизансцен и хореографии формируемых мизанкадров. Итогом проведенных работ будут:

a. Готовый floor plan. Вместе с экспликацией эти документы станут руководством к действию для художника-постановщика и локэйшен-менеджера.

b. Блокинг-диаграмма рисунка мизансцены.

c. Блокинг-диаграмму хореографии для камеры и актера разделенная по шотам.

3. На третьем этапе формируется съемочный шот-лист (SHOT LIST). Особенностью этого документа является расположение ключевых кадров шотов в последовательности съемки. Второй режиссер и исполнительный продюсер, опираясь на этот документ, без труда смогут организовать порядок съемки шотов на площадке в смене. Кроме того, использование шот-листа на монтаже, облегчит режиссеру монтажа разбор и сортировку снятого материала, ускорит рабочий процесс и выразительность монтажа.

4. Заключительной работой на пре-продакшене станет Сториборд (STORYBOARD)– документ, отдаленно напоминающий всем знакомую «раскадровку». В этом документе ключевые кадры шотов расположены в монтажной последовательности и снабжены кратким описанием, в терминах устоявшегося глоссария и графическими нотациями. Такая форма записи рабочего материала помогает не только легко визуализировать действие, происходящее в том или ином кадре и понять движение камеры, но и увидеть, как два рядом стоящих кадра визуально смотрятся и монтируются друг с другом. Такой документ будет понятным не только тому, кто делает сториборд, но и всем, кто принимает участие в работе над фильмом.

Подробности и регистрация