ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СЪЁМОЧНЫХ РАБОТ
Есть некоторый набор технических приемов, используемых большинством операторов во время съемки. Многие из этих приемов были выработаны еще в начале XX века, когда создатели первых кинофильмов, работая методом «проб и ошибок», создавали азбуку монтажа, выбирали размер кадра и характер движения камеры, которые теперь считаются стандартными.
Умению выбрать кадр, снять, а затем и смонтировать материал так, чтобы зрители этого монтажа и не заметили, коммерческое кино училось не один год. Основной идеей было стремление убедить зрителей в том, что они наблюдают непрерывную последовательность событий, происходящих в «реальном» времени. Для этого требовалось скрыть механику создания фильма, сделать ее «невидимой». При такой технологии создается непрерывный видеоряд, направляющий внимание зрителя на содержание снимаемого эпизода, делая механику съемки незаметной. Работая в такой технике, содержание кадра меняют незаметно, стараются привлечь внимание зрителей к тому, что происходит в эпизоде, с тем, чтобы передвижение камеры и, соответственно, изменение изображения в кадре не отвлекли их от основного действия.
ДРУГАЯ ТЕХНИКА
Существует и другая техника съемки, при которой преднамеренно привлекают внимание зрителей к съемочным средствам. Съемочные приемы и движения камеры подчеркиваются с целью имитации реализма неотрепетированной сцены или чтобы напомнить зрителям, что перед ними художественное произведение. Как в новостийных съемках, оператор делает вид, что все происходящее — для него полная неожиданность. В телевизионном производстве, в общем, принята «голливудская» невидимая техника.
Основные задачи, стоящие во время телевизионной съемки:
• создать технически приемлемое изображение (т. е. с правильной экспозицией, балансом белого, сфокусированное и т. д.);
• снять эпизод, имеющий значение для всего сюжета, в стиле, приемлемом для данного жанра;
• снять эпизод, который привлечет и будет удерживать внимание зрителя (при помощи соответствующего кадрирования, движения камеры, композиции кадра, освещения и т. п.);
• снимать эпизоды, которые впоследствии можно смонтировать.
Цель «невидимой» техники заключается в том, чтобы убедить зрителя, что он наблюдает последовательную цепь событий, происходящих в «реальном» времени:
• съемочные эпизоды должны быть структурированы так, чтобы зритель мог понять место, время и логику происходящего;
• каждый кадр должен отслеживать линию действия, обеспечивая логичность движения поля зрения так, чтобы было ясно, где действие происходит (к примеру, расположение камер на футбольном матче);
• незаметное движение камеры и перемены в кадре должны направлять внимание зрителей на содержание съемочного эпизода, а не на механику съемки;
• «невидимая» техника создает у зрителей иллюзию того, что отдельные кадры (возможно, снятые в разное время и в другой последовательности) составляют часть непрерывного события, которое они наблюдают.
Это достигается путем:
• незаметных врезок;
• движения камеры, мотивированного действием или диалогом;
• движения камеры, синхронизированного с действием;
• соответствия игры, освещения, настроения и действия.
ОТЛАЖЕННАЯ ТЕХНИКА
Целью этого краткого экскурса в историю съемочной техники было стремление показать вам, что вместо простого запоминания того, что можно и чего нельзя в телевизионной съемке, лучше понять, почему существуют эти приемы. В основе всех съемочных приемов лежит отлаженная технология. То, как скадрирована сцена, как производится наезд, величина свободного пространства в верхней части кадра — все это вовсе не «дело вкуса» снимающего, хотя и личные предпочтения влияют на выбор композиции кадра. За всем этим — более чем 90 лет развития «рассказов в картинках». Большинство приемов было выработано при создании «невидимой» техники. Знание причин создания съемочных приемов полезнее простого запоминания инструкций. Тогда при возникновении новой съемочной ситуации вы можете применить принципы «невидимой» техники.