ПРАКТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СВЕТА
авторский курс для фотографов, видеографoв, кинооператоров начинающего уровня
(4дня по 8 часов)
ЧАСТЬ I
СВЕТ И ЕГО ИЗБРАЖЕНИЕ
Теория и практика
День первый
1. История света Живопись Фотография Кино
Природа естественных световых эффектов, искусственные эффекты света на конкретных примерах заявленных в репродукциях живописи, фотографиях, фрагментах кино.
Понятия о стиле освещения, традициях в истории использования художественного света, история вопроса.
Свет в живописи
Ян ван Эйк Чета Арнольфини………………. Первое изображение светотени
Леонардо да Винчи…………………………… Сфумато, Воздушная перспектива
Вермеер Дельфтский………………………….. Свет от окна
Питер де Хох ……………………………………Свет в интерьере
Караважо…………………………………………Чиарроскуро
Жорж де Латур ………………………………….Свет от свечи
Импрессионисты…………………………………Солнце
Редон………………………………………………Мистический свет
Кирико …………………………………………….Световая графика
Эдвард Хоппер ……………………………………Свет 20 го столетия
Свет в фотографии
Надар, Эвард Стейхен, Ансел Адамс, Питер Хорст, Йозеф Судек, Картье Брессон, Гарри Калахан, Алекс Уэбб, Трент Парке
Свет в кино
натурные световые эффекты
- ПОД СЕНЬЮ НЕБЕС 1990г оператор Витторио Стораро
свет в интерьере
- МОИ ЧЕРНИЧНЫЕ НОЧИ 2007г оператор Дариус Хонджи
свет в павильоне
Сладкая жизнь 1960г опер Отелло Мартелли
Я Куба 1964г – опер Сергей Урусевский
3. специфика использования эффектов света в фотографии, видео и кино
Свет и жанр съемки
Натюрморт, Портрет, Пейзаж, Репортаж
Обсуждение практических приемов работы со светом:
- на натуре ( вопросы подсветки)
- в интерьере (принципы использования естественной и искусственной подсветки)
- в павильоне ( некоторые принципы из личного опыта)
Обсуждение практических приемов постановки света в игровом кино
- свет «на актера»
- свет «на сцену»
- свет «универсальный»
Просмотр и комментарии 5-ти минутных авторских шоурилов:
- «костюмное кино» - хф Вино из одуванчиков,
- военное кино - хф Время собирать камни,
-современное кино хф Нулевой километр
Обсуждение, ответы на вопросы слушателей
День второй
4. Практическая часть
-Типы источников освещения:
ЖЕСТКИЙ СВЕТ Приборы с линзой Френеля, приборы типа Парлайт, с оптической линзой типа Дедолайт
МЯГКИЙ СВЕТ Софтбокс, Химера, Октодом, Кинофло, Лайтпанель и т.д…
Использование отражателей и фрострам
Принципы взаимодействия жесткого и мягкого освещения
-Количество источников света на площадке, принципы их взаимодействия
(схемы света: от одного прибора до сложных схем )
-Принцип формирования списка света для съемки
- Поиск света
- Демонстрационная съемка предметов. Принципы постановки света в натюрморте, прикладной съемке, рекламном пекшоте.
- Принципы постановки света на портрет. Практическая съемка в студийных условиях.
Грим, костюм как часть съемочного процесса.
- Главная задача поиск направления света на крупном плане, поиск эффекта света в кадре, работа с фоном, эксперименты с тональностью, создание светом глубины кадра
и т.д. Создание светового стиля
Практическая съемка: Одно лицо – пять разных эффектов света. Съемка фотомодели
и демонстрация возможностей разных эффектов света для создания портрета.
Обсуждение, ответы на вопросы слушателей
ЧАСТЬ II
УВИДЕТЬ СВЕТ
Теория и практика
День третий
СВЕТ КАК ЭЛЕМЕНТ КОМПОЗИЦИИ КАДРА
на примере живописи, фотографии и кино
(несколько постулатов из теории композиции)
Объемный свет и плоский
Тональная перспектива.
Светлая, темная тональность кадра
Направление света и зависимость от этого композиции кадра
Манипуляции со светом.
Световая интрига
СВЕТ И ЦВЕТ
( некоторые принципы практического применения)
Цвет в пленочном изображении и цифровом
Принцип цветовой тональности
Принцип цветового контраста
Свет Цвет и натура
Свет Цвет и интерьер, павильон
Свет Цвет Погода и Время суток
Свет Цвет и География
Особенности использования источников холодного света и источников теплого света
Цвет люминисцентного света. Неон. Художественное использование
Использование светофильтров для работы с цветом
СВЕТ И КОНТРАСТ
Натура. Особенности съемки в условиях сильного и условиях слабого контраста света
(солнечный свет, съемка в горах, туман и т.д)
Павильон. Интерьер. Соотношение света и тени.
СВЕТ И ЭКСПОНОМЕТРИЯ
Элементарные принципы на классических примерах
- Логика точечного замера света
- Замер по освещенноси
- Экспонометрия освещения относительно пленочного и относительно цифрового изображения…
СВЕТ И ОПТИКА
Светосила, ее значение, использование в художественных целях
Фокусное расстояние и эффекты света
СВЕТ И ДВИЖЕНИЕ
- Движение света внутри кадра
- Свет при съемке в движении
Практические примеры съемки фото и кино в машине, поезде, катере, самолете, дельтаплане…
Рекламный свет
Свет в фото и кинорекламе.
Некоторые принципы и особенности постановки света в хромакейном павильоне
Рекламное, корпоративное кино
Свет в документальном жанре
Особенности съемки при естественных источниках освещения
Свет в телевизионном и художественном кино
Создание световой истории в павильоне.
От замысла фильма до показа. Подготовка. Съемка. Работа с мастером фильма. Павильон со всеми подробностями. От проб света до цветокоррекции.
Слайдшоу на примере телевизионного фильма “Игра в бридж”, художественных фильмов “Продается дача” и Вино из одуванчиков
Обсуждение, ответы на вопросы слушателей
День четвертый
Практическая часть
Демонстрация и использование на практике профессионального осветительного оборудования, краткий обзор развития современного киноосвещения
Демонстрационная постановка света на актерской сцене из 2х человеке.
(проекция с камеры на большой экран)
а. Поиск направления света и его рисунка на крупном плане и на актерской сцене.
б. некоторые принципы построения световых схем
в. поиск световой тональности изображения (контраст, глубина светотени)
г. поиск художественного эффекта света
д. поиск стиля света в изображении
е. создание световой атмосферы
Технический контроль
Практическое применение экспонометра и колорметра на съемочной площадке
Примеры постановки света на статичных сценах и на сценах с движением актеров
(2-3 варианта схем освещения одной и той же сцены.)
Показательная съемка профессиональной камерой актерских сцен.
Отсмотр и анализ отснятого материала на экране, ответы на вопросы, обсуждение.
Стоимость - 15000 руб.
Адрес проведения: Москва, Гранитный переулок, д. 7.
![]() |
![]() |
![]() |